Наталья Грузинцева
«Экологическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание старших дошкольников»
Сообщение в рамках
Регионального дистанционного семинара-практикума Тема: «Путешествие по странам и континентам планеты Земля», приуроченное к Всемирному Дню Земли.
Презентацию подготовила воспитатель Грузинцева Н. Н.
Актуальность экологического воспитания детей
Публикация «„Экологическое воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время на планете Земля отмечается ухудшение экологической обстановки из–за влияния техногенных факторов, которые губительно действуют на окружающую среду.
Негативные стороны проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения качества экологической образованности населения, его экологической культуры и воспитания. Процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершиться как можно скорее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошли необратимые экологические катастрофы.
Поэтому необходимо повышать экологическую образованность и воспитанность подрастающего поколения, которая впоследствии окажет большое влияние на научное познание окружающей среды, что в конечном итоге, положительно скажется на её состоянии.
Что мы понимаем под экологическим воспитанием?
Под экологическим воспитанием понимается целенаправленное формирование у людей любого возраста экологического мышления, необходимых экологических, моральных, правовых взглядов на природу и место в ней человека, активной жизненной позиции в деле рационального использования и преобразования окружающей среды.
Задача экологического воспитания дошкольников – это формирование у ребят ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
Результатом экологического воспитания должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
И тогда ребята, осознав все беды природы, готовы будут пойти трудной дорогой. Эта дорога должна будет привести к экологически сбалансированному обществу, в котором разумное потребление природных ресурсов, малоотходные технологии сохранят дивную красоту нашей природы и здоровье человеку, т. е. к чистому воздуху, чистой воде и пище без химических удобрений.
Виды экологических ситуаций, которые существуют в современном мире:
1 вид - Катастрофические.
Когда в природе происходят необратимые негативные процессы, когда в ближайшие десятилетия и даже столетия природа вряд ли сможет восстановиться.
Это Арал и Чернобыль.
2 вид - Критические.
Во многих случаях приближаются к катастрофическим, но есть ещё шансы и возможности, чтобы остановить разрушение природы. Если вовремя одуматься, хотя это и потребует больших затрат.
Это Среднее Поволжье, Урал.
Заболеваемость и смертность в этих районах высокая. Люди страдают аллергией, лёгочными, головными недугами.
3 вид - Напряжённые ситуации. Связаны с деградацией, изменением отдельных природных сред – воды, воздуха, почв.
4 вид - Удовлетворительные ситуации.
Называют такие, где изменения, еле уловимые на первый взгляд, наблюдаются у незначительной части природных процессов.
5 вид - Безусловно благоприятные ситуации.
Хотелось бы сюда отнести заповедники, заказники, охранные лесополосы. Но все эти островки нетронутой природы находятся в окружении территорий, где протекает интенсивная хозяйственная деятельность человека.
Кроме того, в атмосфере существует глобальный перенос и циркуляция химических веществ и соединений. Кислотные осадки могут выпасть в любом месте земного шара.
Заповедник – участок, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения, животные.
Заказники - места, где временно запрещена охота, а растения находятся под особой охраной.
Лесополосы – полосы лесных насаждений, защищающие поля от ветра.
На занятиях по познавательному развитию важно познакомить ребят с экологическими проблемами, которые нужно решать всем людям, живущим на нашей зелёной планете.
Для ознакомления ребят старшего дошкольного возраста достаточно выделить следующие проблемы:
1. Спасение лесов – «зелёной крепости» Земли от вырубки, от жука – короеда. Это одна из главных проблем нашего времени. Исчезает лес – исчезают лёгкие планеты, лишаются своего дома животные, птицы, насекомые, исчезают ягоды и цветы.
2. Загрязнение воздушного бассейна. Важно рассказать детям, что автомобили выбрасывают в воздух, которым мы дышим, десятки тонн продуктов неполного сгорания топлива. В городах выпадает до 1000 т сажи, пепла, пыли. На промышленные потребности из атмосферы ежегодно изымается более 10 млрд. тонн кислорода. Этого количества хватило бы для поддержания жизни 43млрд. человек. Отсюда и проблема чистого воздуха.
3. Шумовое загрязнение окружающей среды. Естественный шум – это шелест деревьев, журчание ручья, пение птиц, звуки дождя – составляют 20-30 децибел. Такой шум оказывает оздоровительное влияние на нервную систему человека, железы внутренней секреции, мускулы.
Под воздействием шума у человека изменяется сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Шум вызывает нарушение сна, что приводит к нервным расстройствам, способствует возникновению заболеваний сердечно – сосудистой и кровеносной систем. Доказано, что даже если человек привыкает к шуму и не замечает его, шум всё равно вредно влияет на организм, звуковые раздражители накапливаются в организме и всё сильнее угнетают нервную систему.
Шум вредно действует не только на человека, но и на животных и растения. Например, от колебаний воздуха, вызываемых транзистором, не могут подняться в воздух шмели, жуки и другие насекомые. Болезненно переносят шум рыбы, особенно в период нереста. У подвергавшихся шумовому воздействию птиц наблюдается преждевременная линька, ау некоторых
зверей (лисиц, норок, песцов) – преждевременные роды.
4. Загрязнение водного бассейна. Важно рассказать детям о загрязнении воды, о загрязнении мирового океана химическими, токсичными веществами, промышленными отходами и бытовым мусором. Показать, как меняется жизнь человека, животных и птиц в грязных водах. Борьба с загрязнением водного бассейна – это борьба за чистую питьевую воду, это одна из серьёзнейших экологических проблем в мире.
Как же осуществлять экологическое воспитание дошкольников?
Богатейшие возможности для этого дают экскурсии и прогулки в природу.
Первая экскурсия в природу – это наблюдение педагога за поведением каждого ребёнка в природе. Не все дети в этом возрасте ощущают родство с природой. Многие ребята приходят с очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней.
На следующем после экскурсии занятии педагог в ходе беседы и отталкиваясь от конкретных примеров должен сформулировать правила поведения человека в природе Перед каждой последующей экскурсией эти правила необходимо повторять.
Памятки – инструкции по поведению людей в природе желательно вывешивать в уголке природы перед выполнением конкретных практических работ по охране природы. Памятки – инструкции содержат короткую и самую важную информацию.
На экскурсиях в природу, занятиях по познавательному и художественно - эстетическому развитию необходимо знакомить детей с такими насекомыми, как божьи коровки, кузнечики, бабочки, муравьи, стрекозы, комары, златоглазки, пауки, мухи, жуки.
Объяснить ребятам, почему их так называют, чем они питаются, какую пользу приносят. Постоять и послушать разговор насекомых. Важно, чтобы ребята не боялись их. Ведь именно из-за страха они часто уничтожают насекомых.
По ходу экскурсии, на занятии дети могут читать стихи, которые педагог готовит заранее. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание увиденного в природе, обобщить в образной форме свои наблюдения.
В конце экскурсии можно предложить ребятам сочинить сказку про «страшное» насекомое, с которым они познакомились; можно провести дидактические игры «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было; или поводить хоровод вокруг дерева и спеть песню.
Возвращаясь с экскурсии обязательно обратить внимание детей на то, как люди способствуют сохранению красоты природы и привлечь ребят к внесению своего вклада, например, уборка мусора.
На занятиях по познавательному развитию важно научить ребят заботиться о братьях наших меньших, важно рассказать детям, как нужно правильно заботиться о них. Дети должны осознать, для чего они заводят дома животных.
В зимнее время года необходимо позаботиться о птицах: смастерить с родителями кормушки, развесить их на деревьях, заготовить корми не забывать подкармливать птиц.
Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней, помогают праздники и утренники, проводимые в детском саду.
На занятиях необходимо заострять внимание детей на том, что все экологические проблемы – это проблемы, которые не дают возможности людям и всем живым существам ПРОСТО ЖИТЬ на нашей планете Земля.
Нужно постараться донести до детей понимание того, что виновны то во всех экологических проблемах сами же люди - жильцы большого дома под красивым названием Земля.
В ходе работы по экологическому воспитанию дети должны чё тко усвоить простую истину:
«Порядок в доме зависит от людей, живущих в нём».
И в наших руках сделать всё, чтобы навести этот порядок в доме, устранить существующие проблемы.