Екатерина Егорова
Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего педагогического опыта работы «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». И на протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Почему я выбрала именно экологию? Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Публикация «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников» размещена в разделах
Актуальность экологического образования детей в дошкольном возрасте состоит в том, что именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. И заложить любовь к природе, к окружающему миру можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представление и взгляды человека на окружающее необычно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Новизна обобщенного опыта работы по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте заключается в обеспечении непрерывного развития экологического осознания детей на основе комбинации различных форм и методов, а также в интеграции системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации и практической деятельности дошкольников. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии обеспечила эту включённость. Работа в данном направлении позволила детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель моей работы – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Задачи:
• осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека,
• постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,
• формирование начала экологического мировоззрения и культуры
• овладение знаниями умениями и навыками рационального природопользования;
• развитие духовной потребности в общении с природой;
• формирование стремлений к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
Работу строила по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Создала предметно-развивающую среду:
В группе я создала уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями оборудовали мини экспериментальную лабораторию «Почемучки». Опыты строила на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывали причины наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходили к суждениям, умозаключениям. Уточняя знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д., опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Непосредственная образовательная деятельность:
Основные научные знания дети получали в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе бесед и наблюдений на основе интеграции с другими видами деятельности.
Большую ценность имеет художественная литература, которая глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения Александра Сергеевича Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Было видно в глазах детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?"
Наиболее успешной именно для моей педагогической деятельности оказалась инновационная технология экологического воспитания - метод проектов, которая имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Так были реализованы проекты «Старый пень» и «Наши младшие друзья».
Нерегламентированная деятельность.
Экскурсии – особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсий знакомила детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям развивала наблюдательность, интерес к природе. Находясь в парках, скверах, собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Были организованы следующие экскурсии: "Прогулка по весеннему парку", "Золотой луг", " Зимняя сказка". Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.
Широко использовала прогулки для экологического воспитания детей. Знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Именно на прогулке дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Проводили викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "День птиц", "Подводное царство". Эта работа направлена на интеллектуальное развитие детей, так как требует воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Одной из форм экологического воспитания является досуговая деятельность. Ее роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Основой экологических праздников являлось не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько вовлечение детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Дети участвовали в праздниках, посвящё нных дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета".
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Я считаю, что, только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Так при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания», провела предварительное тестирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, круглый стол "Воспитание доброты к природе", вводной частью которого было прослушивание аудиозаписи рассказов детей о своих питомцах.
Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям давали чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомили детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Итоги работы
В ходе проделанной работы были создана мини-лаборатория «Почемучки», собрана коллекция «Чудо из природного материала», оформлены альбомы «Времена года» и «Листья нашего леса», открыты новые видовые точки на экологической тропе детского сада.
Таким образом, я считаю, что в результате проделанной мной работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети научились основам практических действий по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
.