Шилова Наталья
Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области»
Подг. гр.
Подготовила: Шилова Н. В., воспитатель
В природе столько красоты – вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи, поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему понятна птичья речь
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой и традициями Белгородской области» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
– И ты научишься тому, как это все беречь. (В. Чижов)
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края, но и с традициями Белгородской области.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-знакомить детей с традициями родного края, прививать любовь и бережное отношение к истокам родного края.
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
- способствовать повышению познавательной активности родителей. Данные задачи решались во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа с родителями:
Работа с родителями проводилась следующим образом:
1. Анкетирование родителей «Что такое экология?»
2. Традиции Белгородского края в иллюстрациях.
3. Оформление папки-передвижки «Зимушка зима», «Игры экологического содержания».
4. Беседы с родителями «Как научить детей охранять природу», «О значении прогулок и экскурсий с детьми по родному городу».
5. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему экологического воспитания детей.
6. Консультации для родителей «Зеленый спецназ», «Жизнь птиц зимой», «О чем рассказывают растения», «Памятные места Шебекино», «Народная игрушка»
7. Проект «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек.
8. Выставка детско-родительских работ «Наши добрые дела», Даны индивидуальные рекомендации родителям о значении личного примера взрослых, в формировании экологического опыта ребенка.
Родители принимали активное участие в оформлении уголка в игровой комнате. Изготовлена национальная одежда для кукол в уголке (Белогор и Белогорочка)
На занятиях и в свободной деятельности знакомила с народной игрушкой: птичка, свистулька, матрешка. Рисовали элементы Национального орнамента.
Работа с детьми:
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Маленьком лаборанте» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.
В экологической зоне повешен календарь природы, есть дерево «времена года», дети самостоятельно определяют времена года.
На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход и наблюдение за цветущими растениями. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ростом петрушки и укропа, за ветками деревьев в вазе (март– апрель, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.
В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.
С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым, не нанося им вреда. Для систематизации полученных знаний использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр презентаций. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.
В уголке Белгородоведения все доступно для детей- могут подойти и взять ознакомиться.
Для того чтобы работать по этой теме, было сделано:
1. Подобрана соответствующая художественная литература: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки, приобретена большая книга «Край синих рек и белых гор»(о Шебекинском районе).
2. Приобретены записи голосов птиц, «Времена года».
3. Проведены беседы с детьми «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Водоемы родного края», «Река Нежеголь», «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?», «Хвойные деревья –Черноземья», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека» и др.
4. Продуктивная деятельность детей:
- Лепка «птички», «Животные леса».
- Рисование «Синички», «Птицы нашего города», «Золотые рыбки», «Зимняя река», «Семья ежей».
- Аппликация «Во поле береза стояла», «Сирень».
5. Рассматривание фотографий, слайдов.
6. Экскурсии по улицам города, рядом с детским садом, «Поход на любимую полянку».
7. Просмотр презентаций «Животный мир», «Береги природу».
8. Выставка рисунков «Мой город Шебекино».
9. НОД «Знакомство с народной игрушкой», «Экологическое путешествие по родному краю», «Семья Ребиндеров».
10. Опытно -экспериментальная деятельность с водой, песком, воздухом, почвой, магнитами.
Было участие детей в конкурсе «Юный исследователь» на тему «Волшебная соль».
В течение учебного года неоднократно уделяла внимание на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников на родительских собраниях. Проведены консультации «Расскажите о своем городе», «Приобщение родителей к народным традициям». Оформлен альбом о родном городе.
К концу года у детей значительно вырос уровень знаний о родном городе, крае, природе, появился интерес к художественной литературе, природным богатствам - это отразилось в сказках, рассказах, рисунках, подделках. Сформировалось чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, на основе приобщения к культуре и традициям, к родной природе, уважение к прошлому.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к явлениям природы и объектам старины.
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
У детей проявляется интерес и любовь ко всему живому, ответственность и бережливость за сохраненные памятники, вырабатывается гордость чтить и преумножать традиции родного края.
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию с детьми дала положительный результат:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.