Надежда Юрьевна Бердникова
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Тема по самообразованию:
«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы»
Бердникова Надежда Юрьевна
высшая квалификационная категория
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
18 лет
Романова Надежда Ивановна
I квалификационная категория
Рязань, 2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы!
— Живы мы!
Валентин Берестов
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, в частности к птицам. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Объектом для ознакомления мною были выбраны птицы средней полосы России. Птицы – частые гости на участке детского сада. Детям интересно за ними наблюдать. Заметив эту особенность, я выбрала темой самообразования «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средне полосы».
Целью работы над темой стало создание условий для ознакомления с птицами родного края.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать представления о птицах, живущих в средней полосе России.
• Формировать осознанное отношение к птицам, желание детей заботиться о пернатых.
• Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.
Развивающие:
• Развивать интерес к жизни птиц
• Развивать воображение, мышление, речь детей.
• Развивать слуховое внимание.
Воспитательные :
• Воспитывать любовь к природе.
• Воспитывать желание заботиться о птицах.
Дата начала работы над темой: ---
Предполагаемая дата окончания работы: ---
Информационно-аналитический этап
№п/п Форма работы Срок
1. Подготовительный этап.
1. Посещение РМО
2. Просматривание вебинаров
3. Изучение литературы по теме:
• Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников».
• Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
• С. Н. Николаева «Эколог в детском саду».
• Т. Куликовская «Познаем окружающий мир – птицы».
2 Основной этап.
Месяц Неделя Тема Содержание
сентябрь 1 Прогулка «Птицы на нашем участке» Учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу.
Развивать наблюдательность. память;
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
3 Просмотр презентации «Птицы России» Познакомить с основными представителями птиц, живущих на территории России.
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать любовь к природе.
октябрь 1 Просмотр презентации «Перелетные птицы» Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт).
Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).
Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику.
Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним
3 Экспериментальная деятельность «Почему улетают птицы» Уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе.
Расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.
Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
ноябрь 1 Познавательно – исследовательская деятельность «Как летают птицы» Исследовать строение пера птиц.
Закрепить у детей исследовательские умение находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.
Развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.
3 Рисование «Какие зимующие птицы прилетели на кормушки» Учить детей изображать выбранную зимующую птицу на основе сложившихся представлений о птицах и самостоятельного анализа ее форм, строения, пропорций.
Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Воспитывать любовь к птицам, желание помочь им в трудное для них время.
декабрь 1 Наблюдение за вороной Углублять представление о вороне; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать наблюдательность, интерес к природе; обогащать словарный запас; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудное для них время.
3 Вечер загадок «Какие разные птицы». Закреплять знания о зимующих птицах.
Развивать воображение, логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.
январь 2 Наблюдение «Следы птиц на снегу» Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу.
Активизировать словарь по теме: отпечаток, следопыт, след.
Воспитывать любовь к пернатым.
3 Аппликация «Синичка»
Расширять знания о зимующих птицах Развивать мелкую моторику.
Поддерживать интерес и любовь к творчеству.
Воспитывать любовь к птицам.
февраль 1 Интерактивная игра «Что это за птица?» Продолжать узнавать птиц по внешнему виду.
Продолжать учить узнавать птиц по их крику.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать любовь к окружающей природе.
2 Решение проблемных ситуаций Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.
март 1 Просмотр презентации «Птичьи гнезда» Закрепить представления детей о птицах Средней полосы, о роли человека в жизни птиц.
Познакомить детей с вариантами гнезд, материалом для них.
3 Составление рассказа-описания «Ласточка» с применением дидактического синквейна. Закрепить представления детей о перелетных птицах.
Продолжать учить детей составлять рассказ-описание о ласточке с применением дидактического синквейна.
Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
апрель 1 Развлечение «День птиц» Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, Сезонных изменениях в природе.
Развивать внимание и эстетическое восприятие природы.
Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
3 Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарный кабинет». Игровая ситуация «Орнитолог». Расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках, образе жизни.
Познакомить с понятием «орнитолог».
Воспитывать любовь к птицам, желание оказывать помощь.
май 1 Детско – родительское мероприятие «Юные орнитологи в царстве невиданных снов» Расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках, образе жизни.
Вызвать желание создать образ своей сказочной птицы, используя возможные средства выразительности, нетрадиционные материалы для передачи характерных особенностей совы.
Поддерживать интерес к коллективному творчеству – работа выполняется в технике «коллаж».
Привлечь родителей к творческой работе для повышения их интереса к занятиям детей.
Воспитывать доброе, заботливое отношение, любовь ко всему живому.
3 КВН «Знатоки птиц» Закрепить и расширить знания детей о птицах, учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни птиц.
Воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, интерес к природе
Развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить
Итоговая диагностика.
Работа с родителями
№п/п Формы работы Срок
1. Анкетирование «Мое отношение к птицам» сентябрь
2. Разработана памятка «Скворечник своими руками!» ноябрь
3. Папка – передвижка «Кормушка для птичек» декабрь
4. Консультация «Лучшая экокормушка» январь
5. Консультация «Наблюдаем за птицами весной» март
3 Заключительный этап. Представление опыта работы.
№п/п Формы работы Срок
1. Семинар-практикум для воспитателей «Любовь к природе» октябрь
2. Открытый просмотр НОД «Дикие птицы средней полосы» апрель
3 Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. май
Список используемой литературы
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
2. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»
3. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду»
4. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»
5. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду»
6. С. И. Васильева Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы»
7. Т. Куликовская «Познаем окружающий мир – птицы»
8. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
9. Т. С. Комарова "Занятия по изодеятельности".
10. И. А. Лыкова "Изодеятельность в д/с".
11. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Г. А. Богославец «Проекты в работе с семьей»