Равиля Турлина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально
воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг,
побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко
проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею.
Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать,
но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не
все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который
удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят
узнать еще больше.
В экологическом воспитании дошкольников используются следующие формы:
• занятия;
• экскурсии, прогулки в природу;
• практическая деятельность в природе;
• эксперименты и опыты;
• развивающие дидактические игры.
• выставки
• проектная деятельность
• творческие задания
• познавательно-исследовательская деятельность
• продуктивная деятельность
В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение
экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное
усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность
закрепить первоначальные представления детей о природе, установить
причинную связь между явлениями.
Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх
взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое
воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.
Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой
является создание предметно-развивающей среды.
В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями
для детей данного возраста.
Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической
деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного
материала и художественной литературы.
Для более глубокого изучения этой темы мной изготовлены мини-
макеты «Животные нашего леса», «Животные жарких стран», «Животные
холодных стран», мини-музей «Царство Нептуна», мини-огород на окне, здесь
дети видят разницу жизни домашних и диких животных
Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это
важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей
в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает
разную форму и организацию.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К
сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные
возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование
должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок
сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения
будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов,
рассветов. Для установления причин явлений, связей и отношений между
предметами и явлениями мы использовали опыты. Опыт всегда должен
строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в
процессе наблюдений и труда.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое
сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду
и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за
птицами - отмечаем в группе, какие птицы прилетали на кормушку.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост
какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для
проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для
наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков;
проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной
культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал
времени, отражают последовательность роста и развития растения, его
зависимость от внешних условий жизни.
Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно
рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его
отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных
чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к
предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут
частые, непосредственные наблюдения.
Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и
яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о
разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о
сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода,
снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала
следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на
прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда,
воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по
описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный
мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки
о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам,
следам и т. д.).
Дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально
значимые мероприятия, которые могут быть проведены
в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при
участии родителей. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая
иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой
их вырубки к Новому году.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра
– ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к
окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо
– плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как
кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение,
повышают знания об окружающем мире.
Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их
представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем
интереснее и эффективнее игровые приемы
Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех
возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка
должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания
детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно
слушают, запоминают.
Часто на занятиях используем художественную литературу. Художественная
литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в
процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется
сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей,
содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только
опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная
задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически
грамотного. В основном это: консультации, папки-передвижки, беседы,
анкетирование, выставки.
Очень важно привлечь родителей к участию в выставках. В группе я заранее
вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не
остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с
детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не
остается без внимания. Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары
осени», «Лучшая кормушка» и другие.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность
педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей
желание любить, беречь и охранять природу.