Юлия Смольянова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
Любой из тех, кто принёс и наносит урон природе, в свое время когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний особенно продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как что-то живое. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание и образование детей. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста - заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Детский сад считается первым звеном системы непрерывного экологического образования, в следствии чего перед педагогами возникает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из важных средств ознакомления младшего возраста с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения должны способствовать развитию умственной и речевой активности детей, должно вызвать у них интерес к природе, желание узнать о ней как можно лучше. Наблюдения в природе с детьми 2-4 лет лучше начать с рассматривания живых объектов. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
В «Программе» воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада, в основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях. Необходимо продемонстрировать ребятам разнообразие находящегося вокруг мира природы; доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу; поддерживать их желание познавать окружающий мир. Детей четвертого года жизни надо знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года: осенью идет дождь, облетают листья с деревьев; зимой холодно много снега; весной на деревьях распускаются листья, появляются первые цветы, прилетают птицы; летом цветут растения, ярко светит солнце, много насекомых.
При описании явлений природы как можно чаще использовать стихи, песенки, потешки, пословицы, загадки.
Необходимо показать взаимосвязь животного и растительного мира: кролик ест морковку, коза ест траву, цыплята клюют зерна… Это их еда. Животные как люди не должны голодать.
В уголке природы знакомить детей с компактными растениями, учить ухаживать за ними, научить называть части растения (стебель, лист, цветок). Обращать внимание на красоту цветущих растений.
Проводимые итоговые групповые занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий отпечаток в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада. Воспитание у детей любви к природе, возможности понимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме. Лишь только общими стараниями мы можем решить ключевую задачу - воспитать экологически грамотного человека