Надежда Путырская
Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю
▼ Скачать
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
(К. Паустовский).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка, ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, на сохранение уникальности и самоценности дошкольного периода детства.
Публикация «Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
В своей работе мы используем разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой – наглядные (наблюдения, практические (опыты, исследования, моделирование, дидактические игры, словесные игры, труд в природе, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.
В ходе работы наш коллектив столкнулся с рядом проблем:
1. Не хватает ресурсов для проведения экскурсий: детский сад находится на большом расстоянии от природных объектов - лес, река и др.
2. Обследование территории показало отсутствие объектов, в полной мере позволяющих осуществлять экологическое образование воспитанников.
3. Созданная несколько лет назад экологическая тропинка не отвечает современным требованиям, отсутствует летняя лаборатория, модели природных сообществ.
Диагностика детей показала, что только 25% имеют высокий уровень экологических представлений.
В целях устранения вышеназванных проблем педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принял решение разработать проект по созданию экологической тропинки, как одной из современных форм воспитания и образования детей, которая способствует формированию у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю.
Территория нашего учреждения имеет достаточно обширную площадь – 0,9 га, что позволяет ее широко использовать для экологической работы с детьми.
Цели и задачи
1. Создать экологическую тропинку, обустроить её объекты согласно современным требованиям.
2. Познакомить дошкольников с разными объектами живой и неживой природы и показать их взаимосвязь.
3. Формировать у детей представление о природе Краснодарского края, развивать интерес к нему средствами экологической тропы.
4. Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропинки путем вовлечения их в исследовательскую и практическую деятельность.
5. Способствовать формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
6. Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.
7. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды.
8. Привлечь к реализации проекта родителей воспитанников детского сада.
9. Повысить уровень экологического просвещения детей и взрослых.
10. Воспитывать у ребенка любовь к природе и родным местам.
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Вначале был проведен анализ территории детского сада, выявлены свободные площади. Разработан маршрут, который проходит через различные природные объекты. Составили паспорт, схему экологической тропинки и план работы. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.
На основном этапе оформили видовые точки и объекты экологической тропинки, организовали работу с детьми.
Возле каждой видовой точки выставлена табличка с названием и рисунком-обозначением. Размещены природоохранные знаки с целью воспитания у детей бережного отношения к природе.
Мы оборудовали выносную мини-лабораторию: лупы, песочные часы, ванночки, пробирки, материалы для опытов. Цель - проведение опытов и экспериментов, изучение коллекций, гербариев и др. Дети проводят элементарные опыты и эксперименты под руководством взрослых, что позволяет им устанавливать взаимосвязи между природными объектами и процессами.
Всего на нашей экологической тропинке 28 видовых точек. Я познакомлю вас только с некоторыми из них.
Для оборудования видовой точки «Кубанское подворье» мы изготовили фигуры домашних животных и птиц, декоративный забор, декоративную печь, макет деревенского кубанского дома. Здесь мы знакомим детей с колоритом Кубанского быта, с его обычаями и традициями, здесь же проходят народные праздники и досуги на свежем воздухе: «Яблочный спас», «Масленица», «Рождественские святки» и т. д.
Знакомим детей с домашними животными и птицами, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, даем представление о содержании и кормлении домашних животных, учим понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
Альпийская горка - это один из способов украшения ландшафта. Цель ее создания - показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира. Здесь дети наблюдают за ростом и развитием растений, знакомятся со свойствами камней. Ухаживают за растениями (прополка, полив, подкормка, борьба с вредителями, защита растений от зимних холодов). Знакомятся с камнями: виды, размеры, и их образование в природе, как объект скопления различных насекомых.
Биоогород - представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещённом пространстве. На нём произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания нашего края и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде выращиваются быстро растущие, рано созревающие овощи и пряности, которые мы употребляем в пищу: лук, горох, бобы, редис, огурцы, салат, петрушка, укроп, салат.
Фитоуголок и фитобар - огород с лекарственными травами. Здесь мы выращиваем мяту, душицу, мать-и-мачеху, подорожник, одуванчик, тысячелистник обыкновенный. Знакомим детей с лекарственными растениями, проводим сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а так же с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Лекарственные травы после сушки используем в своём фитобаре, который расположен в зимнем саду детского сада.
Молодой сад Здесь мы проводим наблюдения за молодым фруктовым садом. В течении всего года дети следят за изменениями в жизни деревьев, ухаживают за ними. Учатся различать деревья по внешнему виду, плодам, цветению. В саду растут вишни, сливы, абрикосы, характерные для произрастания в Краснодарском крае.
Так же у нас существуют островки первоцветов и удивительных цветов. Здесь мы знакомим детей с растениями из Красной книги: ландышем, подснежником, пролесками, фиалкой, цветами-барометрами, цветами-часами, донником, цикорием, одуванчиком. Наблюдаем за изменением погоды, предсказанным растениями, ухаживаем за ними. Изучаем правила поведения в природе, охрану редких растений.
Озерцо Царевны лягушки» вносит в ландшафт эстетическое разнообразие. Фигурки лягушки, уток, насекомых дополняют композицию. Используя иллюстративный материал, педагог проводит беседы об обитателях прудов, о водных растениях, обсуждает и проигрывает с детьми различные ситуации, разучивает пословицы, стихи и поговорки, читает экологические сказки. С помощью данного объекта экологической тропы дети узнают о возникновении и строении рек и ручьев, условиях их существования.
Неподалёку от искусственного озера находятся другие композиции, это - цапля в камышах и семья диких лебедей. Помочь детям познакомиться с речными просторами, помогают эти композиции, сделанные с любовью нашими педагогами. С их помощью мы знакомим детей с природой водоёмов не выходя за территорию детского сада. с водоплавающими птицами Краснодарского края, настраиваем детей на поэтическое настроение, эмоциональное и гармоничное развитие.
На территории детского сада уже много лет существует Вечноцветущий пень. Глядя на него всегда поднимается настроение, напоминая даже в лютые морозы о тёплых летних деньках.
На территории детского сада много скворечников и птичьих столовых, в этом нам помогают родители. Здесь мы проводим циклические наблюдения за птицами, живущими и зимующими в Краснодарском крае. Помогаем птицам, подкармливаем их в зимний период. Рассказываем о пользе пернатых друзей и их охране. Дети наблюдают за жизнью птиц, обитающих в Краснодарском крае в разное время года: от постройки гнезда, до появления птенцов.
Полянка трёх медведей. В этом живописном уголке детского сада расположилась весёлая семья трёх медведей. Медведь – символ всех русских народных сказок. Вместе с детьми мы любим этот уголок отдыха, часто собираемся у него, читаем сказки, играем в различные игры, драматизируем, здесь проводятся различные игры, конкурсы, развлечения. Дети поют песни, читают стихи и потешки, танцуют.
На территории нашего детского сада очень много клумб и цветников. Проводя работу с детьми на клумбах и цветниках, мы формируем у них бережное отношение к природному окружению, интерес к природе, выращиванию декоративных растений; даем понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формируем желание оказывать помощь взрослым в экологической деятельности; закрепляем правила ухода за растениями во время посадки и полива.
Мы приобрели литературу, оформили альбомы и папки с иллюстрациями, которые используем для экологических бесед с детьми, практических, творческих занятий.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
• Экологические беседы
• Экологические игры
• Наблюдения за объектами природы
• Элементарные опыты
• Развлечения
• Экскурсии по экологической тропе
• Решение экологических ситуативных задач
• Трудовой десант
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, проведению выставок
• Чтение произведений о животных и растениях
• Продуктивная деятельность
• Составление экологических сказок
На заключительном этапе мы провели экологический праздник «Путешествие в цветочную страну» и экологическую информационную акцию «Сохраним природу!».
В результате реализации проекта:
• значительно вырос уровень экологических знаний о природе Краснодарского края,
• повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Мы провели повторную диагностику, которая показала, что 57% детей имеют высокий уровень экологических представлений. Опрос родителей показал, что 88% оценивают благоустройство территории детского сада по высшему баллу.
Ежегодно мы проводим внутри садовский смотр-конкурс лучших участков, цветников и огорода. Принимаем участие в муниципальных семейных экологических проектах. Наши дети активно участвуют во всероссийском экологическом конкурсе «Человек и природа», «Экология и мы», где отмечены грамотами.
Чтобы достигнуть высоких результатов, мы продолжаем работать.
. Перспективы развития проекта:
1. Продолжать разработку сценариев образовательных мероприятий на экологической тропинке.
2. Составить перспективный план мероприятий на экологической тропинке с учетом комплексно-тематического планирования.
3. Обобщить и распространить опыт работы по экологическому воспитанию.
На территории нашего ДОУ нет метеоплощадки и это следующая ступень в организации экологической тропы. Цель ее создания - учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Объектами для проведения наблюдений будут солнечные часы, термометры, дождемер, флюгер, растения. Дети будут учиться «предсказывать» погоду, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверять прогноз с реальными результатами.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить относиться к ней бережно, помогать родной природе, учить ценить ее красоту.