Гудкова Светлана Францевна
Проект «Эколята — юные защитники природы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Балашовского района Саратовской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области
Проект
«Эколята – юные защитники природы!»
Воспитатель:
Гудкова С. Ф.
Актуальность проекта :
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Актуальность данного проекта заключается в том, что дети и природа неразрывно связаны друг с другом. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период у детей идёт формирование основ восприятия мира и нравственности. Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, самому себе. Это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.
Цель проекта : формирование экологической культуры, экологических знаний и правил поведения в природе.
Задачи проекта :
- расширять знания детей о растительном и животном мире;
- формировать систему экологических знаний и представлений;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Вид проекта : долгосрочный (сентябрь – май).
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Сроки проведения:
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, предварительная работа с детьми.
2 этап – основной: поиск ответов на вопросы разными способами.
3 этап – заключительный: обобщение результатов работы в различной форме.
Ожидаемый результат:
- формирование представлений о природных объектах и явлениях;
- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе;
- воспитание бережного отношения к объектам окружающего мира.
Продукт проектной деятельности :
- сбор урожая;
- выставка работ из природного материала;
- приготовление салата «Винегрет»;
- изготовление кормушек для птиц и вывешивание их на участке детского сада;
- «Огород на окне» (выращивание овса для кормления морской свинки)
- Заполнение плаката «Панорама добрых дел»;
- «Посвящение в юные экологи»;
- создание цветочной клумбы;
- Заполнение календарей природы.
Этапы проекта и работа, реализуемая в ходе этапов
Сроки прове дения Организованная
образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятель ная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодейст вие с
родителями
Подготовительный этап (мотивационный)
- определение целей и задач;
- составление тематического плана по экологическому воспитанию;
- подбор наглядно-иллюстративного материала по теме;
- подбор художественной литературы по теме
информирова ние и вовлече ние родителей в проектную деятельность
Основной этап (проблемно-деятельностный)
Сентябрь «Знакомство с календарём природы»
Цель: познакомить с условными обозначениями; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Экскурсия по экологической тропе
Цель: расширять представления о красоте природы, развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.
«Беседа об осени»
Цель: сформировать обобщённое представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ. Деревья сбрасывают листву, насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые
края. Наблюдения:
«Деревья осенью»
Цель: формировать интерес к деревьям и умение выделять характерные особенности их внешнего вида.
П/и «К дереву беги»
Цель: закреплять знания о названиях деревьев.
Изготовление книжек-самоделок.
Загадки о деревьях.
Чтение энциклопедии «Всё о деревьях».
Исследовательс кая деятельность:
Сравнить внешний вид растений. Используя лупу, собрать исследовательский материал: семена.
Определить, ожидается ли дождь, какой (затяжной или кратковременный)
Д/и «С какой ветки»
Цель: формировать представление о листьях; рассмотреть форму, окраску.
Трудовая деятельность:
Помочь собрать урожай на грядках
Цель: расширять представления о зависимости здоровья человека от правильного питания, воспитывать трудолюбие.
(приложение1)
Д/и «Подбери листочки по размеру»
Цель: развивать умение сравнивать листья между собой, находить одинаковые по размеру.
Сбор листьев для гербария
Папка-передвижка «Осень»
Консультация «Учитесь видеть красоту осенних деревьев»
Совместная экскурсия в осенний парк
Октябрь «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Цель: объяснить детям, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребёнок, который любит природу, заботиться о живых существах, создаёт для них хорошие условия жизни.
«Берегите животных!»
Цель: расширять представления о многообразии животного мира.
Наблюдение за насекомыми
Цель: закреплять название и внешний вид насекомых, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к насекомым.
Чтение произведений В. ВУ. Бианки «Голубой зверёк», «Курица за белкой»
Цель: воспитывать заботливое отношение к животным.
С р/и «Зоопарк»
Цель: поддерживать интерес к ролевой игре, развивать умение применять ранее полученные знания в игре.
Конкурс рисунков «Эти забавные животные»
Цель: развивать умение передавать в рисунке характерные особенности животных. Д/и «Плоды дерева»
Цель: дать представление о том, с какого дерева плоды.
Трудовая деятельность:
выкапывание цветов на клумбе для дальнейшего наблюдения в группе
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
Трудовая
деятельность:
заготовление семян, плодов, веточек, листьев
Цель: собрать природный материал для поделок.
Трудовая деятельность:
заготовка земли на зиму для посадки зеленого лука
Цель: формировать навыки работы с инвентарё м: лопатками и ведёрками.
Выставка поделок «Осенние фантазии»
(приложение2)
Ноябрь «Мой родной край: заповедные места и памятники природы»
Цель: познакомить с заповедниками, памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
Исследовать кору лиственных и хвойных пород деревьев; сравнить цвет, запах.
Трудовая деятельность:
замена воды в аквариуме
Цель: формировать стремление принимать участие в совместном труде.
Трудовая деятельность:
уход за комнатными растениями (полив, протирание листьев, рыхление земли)
Цель: совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями.
Д/и «Части дерева»
Цель: способствовать развитию внимания, рассматривание частей дерева, его строение; развивать образное мышление.
Трудовая деятельность:
Помочь подготовить почву на клумбе к следующему сезону: перекопать, собрать опавшие листья.
Цель: познакомить со значением и правилами обработки почвы.
Рассматрива ние грибов на участке детского сада
(приложение4)
Трудовая деятельность:
сбор камней на участке
Цель: воспитывать трудолюбие
Изготовление салата «Винегрет» совместно с детьми
(приложение3)
Декабрь «Что мы знаем о птицах»
Цель: расширять знания о птицах, их образе жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов»
Цель: познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Развивать умение придумывать содержание плаката, направленного на сохранение ёлок. Воспитывать желание беречь природу.
Наблюдение за птицами
Цель: расширять представления о птицах, развивать умение узнавать их по внешнему виду, воспитывать любовь и доброе отношение к птицам.
Трудовая деятельность: «Покормим птиц»
Цель: прививать заботу о птицах.
Целевая экскурсия в парк
Цель: дать обобщенное представление об особенностях жизнедеятельности птиц.
П/и «Совушка»
Цель: развивать двигательную активность.
Найти на территории участка места, покрытые корочкой льда, установить причину.
Трудовая деятельность: почистить кормушку о снега
Цель: воспитывать трудолюбие
Экскурсия в библиотеку «Наши верные друзья»
Цель: закрепить знания о птицах
(приложение6)
Экологическая игра «Путешествие по зимнему лесу»
Цель: закрепить знания о растительном и животном мире леса. Оформление альбома «Мои домашние питомцы»
Изготовление кормушек для птиц
(приложение5)
Акция: «Зелёная ёлочка-живая иголочка» (совместно с детьми изготовление плакатов в защиту живой ели)
Январь Беседа «Зима»
Цель: познакомить с живой и неживой природой зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Наблюдение за снегом. Рассматривание снежинок
Цель: познакомить со свойствами снега, уточнить свойства снега при разных температурах. Рассмотреть снежинку.
Наблюдение за долготой дня и временем наступления сумерек.
Рассмотреть иней
Цель: уточнить, что иней – это вода в твёрдом, замёрзшем состоянии. На ощупь он шершавый, холодный. Если потрогать его, он быстро исчезнет.
Измерить глубину снега в разных местах участка с помощью снегомерной рейки.
Украшение ёлки на участке детского сада ёлочными игрушками, сделанными своими руками
Трудовая деятельность:
засыпать корни деревьев снегом
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Д/и «Экологи»
Цель: закрепить знания о природе. Консультация «Как прививать детям любовь к природе»
Февраль «Беседа о лесе»
Цель: уточнить и расширять представление о лесе, о том, какие животные в нём проживают.
Воспитывать интерес к жизни леса, прививать умение видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Трудовая деятельность:
«Огород на окне»
Цель: проращивание семян овса для кормления морской свинки
(приложение 7)
П/и «Когда это бывает?»
Цель: формировать умение по словесному описанию угадывать время года.
Д/и «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: закрепить знания о взаимосвязи в природе.
Чтение худ. литературы:
В. Одоевский Мороз Иванович»;
С. Иванов «Каким бывает снег»;
К. Бальмонт «Снежинка»;
Бр. Гримм «Госпожа Метелица».
Трудовая деятельность:
развесить кусочки сала на ветки деревьев
Цель: прививать заботу о птицах.
П/и «Дед Мазай и зайцы»
Цель: на примере литературного героя прививать детям заботу о животных, воспитывать желание помогать беззащитным; развивать ловкость, быстроту.
Д/и «Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания о том, что создано человеком и что человеку природа. Консультация «Экологичес кие игры и игрушки»
Презентация домашних энциклопедий и книг о природе
Март «Зелёная служба Айболита-весенний уход за комнатными растениями»
Цель: формировать умение определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и тенелюбивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
Наблюдение «Какие деревья просыпаются раньше?»
Цель: повторить названия деревьев, обсудить строение дерева. Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево.
Д/и «Звуки»
Цель: формировать умение «слышать природу»
Наблюдение за воспитателем по уходу за комнатными растениями, за поливом, рыхлением почвы
Цель: познакомить со способом ухода за комнатными растениями.
Д/и «Цепочка»
Цель: развивать логическое мышление и умение ориентироваться в словесном материале экологического содержания.
Трудовая деятельность:
обрезание сломанных веточек деревьев
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
Д/и «4 времени года»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор понятием сезонных изменений в природе.
Консультация «Сделаем город чище»
Конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь старой вещи»
Апрель «Земля, с днём рождения тебя!»
Цель: уточнить представления о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей.
Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь.
Беседа «Первоцветы»
Цель: расширять представления о весне, о появлении первоцветов.
Компьютерная презентация «Времена года»
Цель: обогащать представления о явлениях природы.
Исследовательская деятельность:
Найти первые проталины на территории участка, нерастаявший снег, установить причину.
Найти на участке места, где нет снега.
Установить признаки весны в окружающей природе.
Трудовая деятельность: посадить цветочную рассаду и определить, какие ростки быстрее приживутся
Цель: расширять знания о выращивании растений восп-ть трудолюбие
Заполнение плаката «Панорама добрых дел»
Экологичес кий праздник «Посвящение в эколята»
Трудовая деятельность:
очистить участок от прошлогодней листвы, собрать мусор
Цель: познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды и с путями их решения.
Трудовая деятельность:
посеять семена лекарственных растений
Д/и «Что где растет»
Цель: формировать умение понимать происходящие в природе процессы. Акция «Посади дерево»
Субботник «Экологичес кий десант»
Май
Беседа о песке и глине
Цель: познакомить со свойствами песка, глины; расширить знания о природных материалах.
Показать, какие лекарственные травы растут на территории детского сада
Цель: закрепить и систематизировать знания о лекарственных растениях.
Д/и «Цветы»
Цель: закрепить умение классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
При помощи лупы рассмотреть внешнюю и внутреннюю сторону листа подорожника
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование.
Трудовая деятельность:
прополка и полив клумбы
Цель: закрепить умение работать сообща, формировать знания о росте и развитии растений; дать представление о необходимос ти полива и ухода за растениями на клумбе.
(приложение8)
Трудовая деятельность:
очищать песок от мусора
Цель: проявлять старание, добросовест ность в работе.
Трудовая деятельность:
Высадка цветочной рассады
Цель: воспитывать трудолюбие.
Памятка «Зелёная аптека»
Экологичес кая игра «Знатоки природы»
Заключительный этап (творческий)
Изготовление дидактической игры по экологии «Царство животных»
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по экологии «Царство животных»
Список литературы:
Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
Виноградова Н. Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»// Москва: ТЦ Сфера, 2005.
Николаева С. Н. «Юный эколог»// Москва: Мозаика-Синтез, 2010.
Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8