Наталья Студенская
Эффективные методы развития творческих способностей младших дошкольников в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы:
«Эффективные методы развития творческих способностей младших дошкольников в театрализованной деятельности»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Начну своё выступление со слов Светланы Ивановны Мерзляковой.
2 СЛАЙД
Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
3 СЛАЙД
ФГОС ДО:
Публикация «Эффективные методы развития творческих способностей младших дошкольников в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
… основная линия личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.
… принцип дошкольного образования : поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
… содержание образовательной программы:
направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.
Одним из принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО, является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Содержание образовательной программы в дошкольном учреждении должно быть направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
4 СЛАЙД
Актуальность
Театр и театрализованные игры – это один из эффективных методов и приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
5 - 6 СЛАЙД ФОТО – игрушка би-ба-бо на руке во время умывания, еды…
Начинали свою работу в данном направлении мы с формирования интереса к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывали мы, взяв за основу содержание знакомых детям сказок. Стимулировали желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Мы использовали такие приёмы, как перчаточные и другие театральные куклы в повседневном общении (например, в режимных моментах). ФОТО на слайде – игрушка би-ба-бо на руке во время умывания, еды.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются :
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; - сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. И, конечно же, прежде всего, образцом будет воспитатель.
7 СЛАЙД (ФОТО я в роли МЫШКИ)
8 СЛАЙД
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Мне нравится проводить с детьми театрализованные упражнения. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры или представления. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке “Рукавичка” надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. В конце подражания, ребёнка обязательно хвалим или аплодируем ему.
Затем можно предложить ребенку такой приём, как игры-имитации: “Покажи, как прыгает зайка”; “Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка”, “Покажи, как ходит петушок”.
Особое внимание - отработке основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
9 СЛАЙД (ФОТО - грусть, радость, злость.)
В совместных инсценировках очень интересно сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка. (обращаюсь к аудитории)
В средней группе начинаем работу над выразительностью речи. Т. к., я считаю, что наиболее интересный приём игры – это приём на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
10 СЛАЙД (игра-инсценировка)
11 СЛАЙД (ФОТО с родителями)
Родители являются активными участниками образовательного процесса в ДОО, в том числе театрализованной деятельности, предметно-пространственной развивающей среды нашей группы (костюмы, атрибуты, декорации, активными участниками самих постановок (играют роли, готовят декорации, тексты постановок)
ФОТО родителей.
12 СЛАЙД - Результат
Работая в данной деятельности, мы убедились, что театральная деятельность, помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, развить игровое поведение, учит общаться со сверстниками и взрослыми, ну, и, конечно же, развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
13 СЛАЙД
Мне нравится одно из убеждений писателя Джанни Родари. Он утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Совместная творческая деятельность создает уютную, доверительную атмосферу, раскрепощает детей, делают их активнее, дружелюбнее.