Мининкова Ирина
Эффективность работы специалистов ДОУ в повышении уровня речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кто ладно говорит,
Да к тому же складно,
Того и слушать приятно!
(народная мудрость)
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).
Публикация «Эффективность работы специалистов ДОУ в повышении уровня речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.
Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются, как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Относительно развития речи, музыкально-ритмические движения позволяют:
- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;
- развить способность лучше понимать себя и других;
- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память и др.
Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений.
1). Развитие невербальных процессов
- слухового внимания
- памяти, воображения
- зрительно-пространственной ориентировки
- моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса)
2). Развитие речевых (вербальных) умений
- темпа и ритма дыхания и речи
- фонематического,
- динамического
- звуковысотного
- тембрового слуха и т. д.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения материал должен усложняться постепенно, многократно повторяясь в разных вариациях.
С детьми проводятся игры, упражнения:
- с именами
- с предметами
- со словами и стихами (в том числе и речевые игры)
- с музыкальными произведениями
- с музыкальными инструментами
Детям не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх. При выполнении упражнений ребенку надо напоминать, что вдох всегда делается через нос. Эффективным упражнением для выработки таких певческих навыков, как дикция, дыхание, правильная артикуляция являются скороговорки. По мнению врачей освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания формируя нервные связи между мозгом и органами речи. Скороговорки дают положительный эмоциональный настрой, благодаря своей краткости легко запоминаются, дети видят результат своего труда это их очень радует, а где радость, там и успех!
Музыка – эффективное средство развития речи детей в дошкольном возрасте. Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.
1. Музыкально-ритмические движения позволяют:
- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;
- развить способность лучше понимать себя и других;
- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память.
• Слушание
– универсальный вид музыкальной деятельности, который учит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую.
Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Последовательность действий очень важна, так она определяет эффективность и результативность работы. Основные методы – наглядный, словесный и практический применяются в сочетании с проблемностью, чтобы процесс обучения носил творческий, развивающий характер.
• Пение, также развивает связную речь детей, способствует:
- расширению словаря, образности детских высказываний;
- заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений;
- формирует навык четкой артикуляции;
- развивает навык чтения, помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют прочному запоминанию, развивают координацию движений;
- формирует звуковую культуру: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы.
• Играя на музыкальных инструментах, ребенок
- расширяет словарь звукоподражаниями, новыми словами – названиями музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов;
- развивает все виды слуха.