Лидия Меркушева
Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района
Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
«Эффективная практика организации деятельности дошкольников
в пространстве мини-музея».
Автор:
Меркушева Лидия Владимировна
инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории.
Санкт-Петербург
2024г.
Публикация «Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея» размещена в разделах
«Эффективная практика организации деятельности дошкольников в пространстве мини-музея».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга.
Наш детский сад имеет приоритетное направление по физическому развитию, поэтому тема спорта для нас наиболее актуальна.
При создании мини-музея мы опирались на то, что ведущая деятельность дошкольника-это игра. Одна из первых детских игрушек-мяч. С помощью игр с мячом ребенок укрепляет физическую форму и вестибулярный аппарат, развивает ловкость, внимание, координацию. Это универсальная игрушка для детей раненого и дошкольного возраста : именно в первые семь лет детства мяч выполняет не только развлекательную, но и развивающую функцию. Основываясь на данные факты, было решено создать мини-музей «ПЛАНЕТА-МЯЧЕЙ».
Цель практики.
Цель практики, приобщать большее количество педагогов к работе по созданию мини-музеев в ДОУ.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.
Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии:
имеет богатый содержательный и методологический аспект;
представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающее пространство ДОУ;
несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности;
отличается наличием партнерской позиции взрослого и ребенка (диалоговый, субъектный характер отношений);
дает возможность целенаправленного развития и совершенствования коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника;
реализует принцип интерактивности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность.
Наш мини-музей дает возможность :
воспитывать любовь к родному городу Санкт-Петербургу.
воспитывать интерес к физической культуре и спорту;
расширять кругозор и социализацию дошкольников;
осуществлять пропаганду здорового образа жизни;
приобщать к музейному искусству.
Цели и задачи интерактивного мини-музея :
Создание развивающей среды в ДОУ, как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры, развития двигательных способностей дошкольников.
Возможность использовать экспозицию музея,
Привлечения внимания детей и их родителей к физической культуре и спорту.
Применение в ходе экскурсий по музею теоретических сюжетов.
Знакомство детей с содержанием и правилами спортивных игр с мячом.
Обеспечение оздоровления и физического развития детей в соответствии с их возрастной физиологией.
Участники проекта:
Воспитанники детского сада
Воспитатели
Родители
Специалисты (муз. руководитель, психолог, инструктор по физ.)
Основные направления мини-музея.
Мячи разных видов спорта.
Разновидности мячей.
Исторические сведения о мячах.
Спортивные игры с мячом, разработанные специально для дошкольников.
Предполагаемый результат:
Получение детьми знаний, умений, опыта, развивающие их нравственно, эстетически, физически.
Знания правил поведения в музее.
Умение бережно относиться к экспонатам.
Содержание работы, этапы.
I Организационный.
Экскурсии в школьные музеи нашего района.
Составление плана.
Проведение бесед с детьми.
Информационный блок-определение темы, выбор места расположения музея, изучение литературы.
II Основной.
Оформление демонстрационных материалов по видам спорта с мячом.
Оформление мини-музея и подбор экспонатов.
Знакомство с содержанием и правилами спортивных игр с мячом.
Использование мяча на занятиях, на прогулке, в самостоятельной деятельности детей.
Оформление материалов для педагогического просвещения родителей и воспитателей.
Показ мультипликационных фильмов с мячом.
Подготовка и показ презентации для детей про мячи.
III Заключительный.
Проведение итоговых мероприятий.
Анализ проведенной работы.
Выявление плюсов и минусов с целью учета в дальнейшей работе.
Для того чтобы достичь положительного результата в работе мини-музея, нужна поддержка и взаимодействие всех участников воспитательного процесса; детей, родителей, педагогов и администрации сада. Все вместе мы собирали материал и работали над экспозицией, дети и родители участвовали в создании большой энциклопедии мячей. В мини-музее имеются экспонаты, сделанные своими руками, что для нас очень ценно.
Методический процесс организации мини-музея в саду-очень увлекательный и трудоёмкий процесс, включающий в себя организацию предметно-пространственной среды мини-музея, подбор художественно-дидактических пособий. Дети подготовительных групп совместно с педагогами составили и оформили кроссворды. Для долговечного и многоразового использования они заламинированы. Раскраски для малышей, игры лабиринты, карточные, настольные игры и многое другое, с учетом разного возраста детей. ПРИЛОЖЕНИЕ1
Мини-музей-это часть развивающей среды детского сада. Педагоги используют материалы мини-музея в своей работе, дети более подробно могут познакомиться с представленными мячами, поиграть, задать интересующие вопросы, познакомиться с новыми играми.
Мини-музей мобилен, что позволяет использовать экспонаты в повседневной педагогической работе и организации досуговых мероприятий.
Правильно организованное музейное пространство-залог успешной и увлекательной работы нашего коллектива и семей воспитанников.
На стене расположен стенд, в нем целая история от древних времен происхождения мяча до современности. Стенд-подсказка, любой взрослый может провести вводную мини экскурсию, узнать что-то новое и интересное- очень удобно для родителей и педагогов.
Экскурсии неотъемлемая часть мини-музея, они способствуют:
Выявлению творческих способностей детей,
Расширению представлений о содержании музейной культуры,
Развитию начальных навыков восприятия музейного языка,
Созданию условий творческого общения и сотрудничества.
В учреждении проводятся обзорные и тематические экскурсии. Большое внимание мы уделяем подготовке наших маленьких экскурсоводов-дети- детям.
В детском саду три площадки, поэтому работа экскурсоводов очень важна.
Тем, кто пришел к нам впервые мы рассказываем о правилах поведения в мини-музее : можно все потрогать, но не испортить экспонат, задать интересующие вопросы, получить интересный опыт интерактивного общения.
Таким образом наш мини-музей «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ» позволяет вести разноплановую работу с детьми, применяя различные методики. Родители активно участвуют в жизни и дальнейшем развитии мини-музея.
В процессе работы с детьми в мини-музее мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд известных игр с мячом, а также разработали собственные, которые представлены в мини-музее.
Мини-музей «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ» предполагает не только погружение детей в мир спорта, но и дает сенсорный опыт. В процессе освоения элементов экспозиции идет приобщение детей к разным видам спорта с мячами.
С целью создания у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, формирования привычки к здоровому образа жизни, а также привлечения родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья в ГБДОУ детского сада № 3 разработан и реализован краткосрочный проект «Мой веселый звонкий мяч».
Примерный сценарий проекта «Мой веселый звонкий мяч».
Характеристика проекта:
По форме-познавательно-игровой
По типу-социальный
По виду-оздоровительный
По длительности-краткосрочный
Участники проекта:
Воспитанники детского сада
Педагоги
Инструктор по физическому развитию (специалисты)
Родители
Актуальность проекта:
Мяч знаком всем с раннего детства. Одними из первых основных движений у ребенка являются хватание, схватывание, бросание, позднее используемые в манипуляциях с мячом-метание и ловля. Именно мяч является первым средством, связывающим, по мнению Ф. Фребеля, внутренний и внешний мир ребенка. Ушли в прошлое игры с мячами, а ведь именно в этих играх развивается ориентировка в пространстве, регулируется сила и точность броска, развивается глазомер, ловкость, быстрота реакции; нормализуется эмоционально-волевая сфера, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма-легких, сердца, улучшают обмен. Поэтому так необходимо знакомить детей с разновидностью мячей и подвижными играми с ним в помещении и на улице.
Цель:
Обогащение и расширение двигательного опыта и кругозора детей посредством знакомства с разнообразием мячей и обучением действиям с ними.
Задачи:
углублять знания детей о различных видах мячей, дать представление об их разнообразии, свойствах, игровых функциях;
формировать навыки работы с мячами разного размера, веса, фактуры; развивать самостоятельность в выполнении игровых упражнений с ними;
познакомить детей с народными и спортивными подвижными играми с мячом;
создать эмоционально положительный отклик у детей;
обогатить пассивный и активный словарный запас детей;
упражнять в умении действовать по инструкции;
заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми дома.
Необходимые ресурсы:
Ресурсы ИКТ
Игротека
Электронное-техническое оборудование.
Мини-музей «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ»
Реализация проекта:
1 этап-подготовительный.
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка плана работы с родителями по теме проекта.
Подбор художественной литературы.
Разработка плана работы с детьми: подбор дидактических, подвижных игр с мячом.
Оформление брошюры для родителей: «Школа мяча для родителей».
2 этап-практический.
Работа с детьми.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа, чтение художественной литературы-разучивание стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»
Проведение игр с мячом на занятии по физическому развитию.
Самостоятельная продуктивная деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Индивидуальная деятельность.
Работа с родителями.
Оформление наглядной информации. Буклет «Играем дома» (содержит подвижные игры для дома и улицы с мячом)
Совместная деятельность родителей и детей.
3 этап-обобщающий.
Проведение итогового-игрового мероприятия. Посещение мини-музея «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ».
Продукт проекта:
Пополнение и улучшение материально технической базы ( создание предметно-образовательной среды в данном направлении: картотека игр с мячами и. т. д.).
Организация выставки рисунков «Мой весёлый, звонкий мяч».
Примерная таблица плана реализации проекта.
Дата/группа Содержание работы Ответственные
Утро
Игры с мячами в различных режимных моментах.
Разучивание стихотворений/ разгадывание загадок о мяче.
Проведение подвижных игр с мячом.
Беседа с детьми и посещение мини-музея «ПЛАНЕТА МЯЧЕЙ».
Воспитатель
Инструктор по физической культуре
Вечер
Подвижные игры с мячом.
Раскрашивание/рисование и организация выставки рисунков «Мой веселый звонкий мяч»
Педагогическое просвещение родителей (консультация, буклет)
Воспитатель,
дети, родители
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методические разработки.
1.
Энциклопедия «Планета Мячей».
Самодельная, красочная книга доступная для восприятия детей не только старшего дошкольного возраста, но и более младшего возраста. В нее входит небольшая, но интересная история появления мяча и игр с ним.
Совместная работа детей и их родителей: поиск информации, составление небольшого рассказа с картинками.
QR-код в оглавлении-вся информация по определенному экспонату для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.
2.
Дидактическая игра «Спортивное лото».
Лото это очень простая и увлекательная настольная игра. С помощью него можно легко познакомить детей с видами спорта и спортивным инвентарем, закрепить знания быстро и интересно.
Настольно-печатная игра,
сделанные своими руками.
Оборудование (комплект игры) :
Ламинированные карточки 16 шт., игровое поле-4шт. Слева каждого игрового поля изображены картинки. Четыре поля с картинками, обозначающими вид спортивной игры с мячом: бадминтон, баскетбол, бейсбол, гольф. На эти поля дети помещают картинки, которые указывают на данный вид игры с мячом.
Предназначена для детей: 3-7 лет.
3.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Дидактическая игра «Лабиринт» относится к категории игры с правилами для детей.
Настольно-печатная игра развивает пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы, развивает мелкую моторику, внимание, память.
Настольно-печатная игра, сделанные своими руками.
Оборудование (комплект игры) :
Ламинированные карточки формата А5 с изображением лабиринтов различной сложности и конфигурации. Ребенок может двигать по листу пальцем, либо вести линию, используя стираемый маркер.
Предназначена для детей: 3-7 лет.
4.
Развивающие раскраски для детей.
«Мяч». «Игры с мячом.»
Раскраска-картинка для раскрашивания формирует у ребёнка множество навыков и умений. Раскраски помогут ребё нку развить: внимательность, сообразительность, сосредоточенность, усидчивость, моторику, воображение, творческую фантазию и пространственное мышление.
Оборудование:
Разнообразные детские развивающие раскраски формата А5, карандаши, мелки, фломастеры, краски.
Предназначены для детей: 3-7 лет.
5.
Дидактическая игра «Кроссворд в картинках».
«Игры с мячом».
Это задание поможет пополнить словарный запас по теме «Спортивные игры с мячом», также будет способствовать развитию логического мышления и внимания. Необходимо посмотреть на изображения и вписать свой ответ в клеточки кроссворда. Направление написания слов обозначено цифрами в квадратных рамках.
Правильные ответы: лапта (1, лягушка (2, футбол (3, теннис (4, баскетбол (5, пушбол (6, крикет (7, регби (8). Разгадав кроссворд, ребенок сможет узнать «секретное слово», размещенное по вертикали. «Секретное слово» : Игра «ПЯТНАШКИ» (9)
Это отличная тренировка для памяти, способ выучить новые слова.
Оборудование:
Карточка формата А4, карандаш.
Предназначены для детей:
Младшего возраста совместно со взрослыми,
с 6-7 лет самостоятельно.
Мини-музей