Елена Стоцкая
Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь обучения и развития является одной из центральных про-блем педагогической психологии. Вопрос о взаимосвязи обучения и развития является принципиально важным, поскольку существуют различные точки зрения на этот вопрос.
Итак, согласно одной из них, обучение-это развитие, хотя природа обучения понимается всеми по-разному, обучение в бихевиоризме - это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, основанного на законах упражнения, готовности, непрерывности во времени и подкрепления. Согласно другой точке зрения, обучение является лишь внешним условием для созревания и развития. Пиаже: «мышление ребенка обязательно проходит все известные фазы и стадии, независимо от того, учится ребенок или нет. Однако возраст, в котором появляются новые структуры интеллекта, может варьироваться в зависимости от физической или социальной среды». В свободных отношениях и дискуссиях предложные идеи ребенка быстро заменяются рациональными идеями, но они дольше сохраняются в отношениях, основанных на авторитете.
Публикация «Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В отечественной психологии подтверждается точка зрения, сформулированная Л. С. Выготским и разделяемая все большим числом исследователей. Согласно этой точке зрения, образование и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, так как, по словам Л. С. Выготского, «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новые образования». Из фундаментального положения Л. С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, а обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само основано на действительном развитии. Обучение-это не развитие, а внутренне необходимый и универсальный момент в развитии природных, но культурно - исторических черт личности ребенка. В процессе обучения создаются предпосылки для будущих новообразований, а для того, чтобы создать зону непосредственного развития, то есть генерировать ряд внутренних процессов развития, необходимы правильно построенные процессы обучения. Мало учесть, что ребенок может и может сделать сегодня и сейчас, важно, что он может и сможет завтра, какие процессы, даже если они не завершены сегодня, уже «созревают». Исследуя то, что ребенок может сделать в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня - зону непосредственного развития.
В течение многих лет гипотеза Выготского оставалась блестящей интуицией. Дальнейшее развитие культурно-исторической теории осуществляли в своих исследованиях А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. В. Давыдов и др. Они показали, что развитие обобщений основано не на общении языкового типа, а на непосредственной практической деятельности субъекта. А. Н. Леонтьев обосновал концепцию ведущей деятельности в развитии ребенка; смена различных видов ведущей деятельности в ходе онтогенеза связана с появлением новых мотивов, которые формируются в рамках ведущей деятельности, предшествующей данному этапу развития, и которые побуждают ребенка менять свое положение в системе отношений с другими людьми.
Следующий шаг в развитии идей Л. С. Выготского был подготовлен работами П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца, посвященными анализу структуры и становления субъектного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Так началось продуктивное изучение функционального развития психики ребенка, предсказанное Л. С. Выготским.
Все последующие исследования российских психологов подтверждают основополагающий принцип в соотношении обучения и развития - обучение играет ведущую роль в развитии.