Жанна Глазунова
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре»
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших учёных.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией».
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре» размещена в разделах
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких пальцев рук. Часто, не находя нужного слова для объяснения, человек помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Особенность федеральных государственных требований к структуре образовательной программы д/с комбинированного вида требует согласованного взаимодействия окружающих дошкольника взрослых, с целью создания оптимальных условий для развития личности ребёнка.
Из схемы видно, что взаимодействуя друг с другом специалисты, решают общие и профессиональные задачи, способствуя всестороннему гармоничному развитию ребёнка.
Поскольку задачи физического развития детей и коррекция речи специфичны, то бывает сложно определить точки соприкосновения и выработать единый подход к коррекционной работе. Но нам повезло. Наш инструктор по физической культуре имеет ещё дефектологическое образование. Поэтому, на совместном заседании в начале учебного года учитель – логопед знакомит инструктора по физической культуре с психологической и речевой характеристикой детей и совместно определяем следующие задачи для коррекционно – развивающей деятельности:
-Развитие общей моторики, координации речи с движением.
-Развитие пространственной ориентации.
-Развитие мелкой моторики рук.
-Развитие физиологического и речевого дыхания.
-Коррекция психо – эмоциональных процессов.
-Выработка навыков релаксации.
-Развитие речи.
-Коррекция психоэмоциональных процессов.
-Выработка навыков релаксации.
И наш инструктор по физической культуре включает в содержание своего занятия различные виды коррекционно – оздоровительной деятельности.
В соответствии с этими задачами нами была составлена система по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической группе.
Данная система составлена на основе содержания лексических тем с учётом особенностей психического и речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель данной системы: сохранение и укрепление здоровья на основе комплексного и системного использования доступных приёмов физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности. А так же оказание помощи по развитию умения ребёнка использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня своего здоровья.
Данным материалом могут пользоваться логопед, инструктор по физической культуре, работающий с детьми как коррекционных, так и общеразвивающих групп, воспитатели, музыкальный руководитель, а также родители.
Систематическое использование оздоровительной системы для детей способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.