Светлана Масаева
«Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в ДОУ»
▼ Скачать
В соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ - одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Публикация «„Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в ДОУ“» размещена в разделах
В то же время этот период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог :
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе об образовании и др.
Так в Законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Взаимодействие, взаимоотношения – родственные слова. А отношения – это взаимная связь. Человек проявляет себя как личность только во взаимодействии. Во взаимоотношении с другими он познаёт себя, других и окружающий мир. Создавая семью, человек вступает в отношения; друзья, работа – это тоже отношения. Самым трудным и порой неразрешимым, считается общество, остаётся вопрос о взаимоотношении полов. При встрече людей происходит взаимодействие, которое чему-то учит. «Любая встреча чему-то учит. Даже встреча с пьяницей - не делай так, как он. Не ущемляйте взаимодействие друг друга, это раскрытие таланта» (В. П. Гоч).
Г. Джеймс советовал: «Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, это то, что им нельзя мешать быть счастливыми, - так как они того хотят, если только это не мешает нам стать счастливыми – тем способом, как мы того хотим»
При взаимодействии человек проявляет эмоции положительные (радость) и отрицательные (злость, гнев). Эмоции, как и ощущения, - форма отражения действительности. Эмоции могут угнетать мышление, но могут активизировать мысль, вдохновлять. Свои эмоции и мысли человек выражает при помощи слов. Древняя мудрость гласит: «Одно хорошее слово и в жёсткий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит». Или ещё говорят, что слово может лечить, и слово может убить.
Результат неправильного взаимодействия – ссора или конфликт.
В доме, где часто ругаются, бывает не по себе. И чисто, и уютно, а находиться там не хочется. Это говорит о возбуждённом пространстве. После ссоры родителей это возбуждённое пространство действует на детей. Маленькие капризничают, без причины плачут, а подросшие дети «ходят на голове», т. е. становятся неуправляемыми. Вспомните, если после ссоры и без примирения семья садится за стол, то чувствуется напряжение и какая – то зловещая тишина. Хочется встать и уйти куда-нибудь подальше из своего дома.
Ссору в доме можно сравнить образно с цунами.
Если человек спокоен и не реагирует на эмоции, то волна эмоций не накроет его. Она разобьётся как будто о бетонную стену – волнорез, и вернётся к тому, кто кричит.
А если при взаимодействии кричат оба человека, то волны их эмоций, сталкиваясь, получают дополнительную силу своей волне эмоций. Которая возвращается обратно к кричащим.
Чтобы прекратить крик другого, можно уйти из дома или в другую комнату – сам себе кричать не станет.
После не правильного взаимодействия (скандал, отказ в чём – то и др.) возникает обида. Обида – тоже бумеранг, настигает мгновенно, минут через 15, это признание своей значимости над другими: Я – святой, а он – такой-сякой.
Если слова обидчика воспринимаются в тишине внутри себя, то они осознаются, и вы способны сделать здравомыслящий вывод. Если накричали на кого-либо, дело сделано. Значит, надо признать: «Я это сделала некрасиво». Приходит состояние стыда в тишине, т. е., надо сделать паузу. Стыд, совесть – это уже духовное состояние. Неважно, как сделано, это уже прошлое, важен результат – вы осознали!
«Проблемные», «трудные», «закомплексованные», «педагогически запущенные» дети – это всего лишь результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Хочу вам посоветовать общайтесь со своим ребёнком с позиции
В. А. Петровского на основе 3-х «П» :
1. Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка.
2. Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть.
3. Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.
Детский сад и семья имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии
«ДА, НО».
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого необходим ряд условий:
• Взаимное доверие педагога и родителей;
• Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
• Использование разнообразных форм работы с родителями;
• Систематичность и последовательность работы с родителями;
• Педагогический такт.
Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.
• Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
• Объективное оценивание ребенка;
• Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
• Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
• Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
• Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
• Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его4
• Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
• Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
• Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию.