Оксана Николаевна Полежаева
Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
Темочки:
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. В процессе реализации ФГОС ДОО необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями, как с активными участниками образовательных отношений.
Мы должны обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Для целостного развития ребенка необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Мы стараемся изначально установить доверительные отношения с родителями; обогатить воспитательные умения родителей; по возможности работаем в тесном контакте с семьями детей.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
• знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (традиционные «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Колядки» и др.);
• чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви; беседы на нравственные темы;
• слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);
• просмотр видеофильмов;
• рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
• тематические выставки детского творчества;
• экскурсии на природу (красота Божьего мира);
• постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);
• цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1раз в неделю во второй половине дня.
Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет»,«Там, где дружат – живут не тужат», «Что такое добро и зло», «Доброе дело делай смело», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственной образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.
Различные формы сотрудничества с родителями помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
• анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
• родительские собрания;
• папки-передвижки;
• православные уголки для родителей «Благовест»;
• выпуск газеты «Росточек»;
• тематические выставки;
• выставки семейного творчества;
• православный календарь;
• совместные праздники.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через информационные стенды для родителей «Благовест», на которых располагаются насущные вопросы воспитания детей и создании духовной атмосферы в семье.
Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем систематически помещается в уголке для родителей.
В организации работы с родителями можно применять разные виды работы как групповые так и индивидуальные - беседы и консультации по темам: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день»; «Храм – дом божий»; «Старинные предметы быта – как рассказать детям»; «О добре и зле. Отношения: человек и животные»; «Какие подарки можно смастерить с детьми к празднику»; «Русский дом без родства не живет»; «На всякий случай – свой обычай»; «Корми деда на печи – сам там будешь»; «Вместе весело шагать» (семейные походы).
Тематические беседы и консультации способствуют сохранению и развитию семейных традиций, возобновление преемственности с прошлым, восстановлению нарушенных связей между поколениями.
В программу сотрудничества с семьей могут быть включены семейные экскурсии, паломнические поездки, игровые мастерские, мастер - класс педагогов и родителей, игровые мастерские, родительские собрания; круглые столы, «дни открытых дверей», показы открытых занятий, приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми.
В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Возможно проведение благотворительных акции с приглашением ветеранов. С любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. На глазах человека, умудренного богатым жизненным опытом, мы часто видим слезы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем дети смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.
В общении с родителями педагоги могут используют посиделки, чаепития, вечера вопросов и ответов, семейные проекты, вернисажи, совместное творчество родителей, детей и педагогов. Вся работа с детьми и их родителями предполагает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие (Детская библиотека, музеи и т. д.).
Организуются фестивали и конкурсы к православным праздникам, концерты с участием детей детских садов.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут будут любить и оберегать своих близких.