Татьяна Троегубова
Взаимодействие семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО, возрастает роль родителей как на уровне ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). Ответственность за воспитание и образование детей несут родители и только потом – образовательные учреждения. В современной дошкольной педагогике семья рассматривается как основной фактор, определяющий личность ребенка. В семье под влиянием любящих взрослых закладываются основы всех сторон развития дошкольника. Именно семья способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка и его физической формы, определяет успешность интеллектуального, речевого развития и детской любознательности, помогает раскрыться способностям дошкольника и формирует художественные вкусы. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Характерной особенностью современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие общества в жизни дошкольного учреждения.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Родителей надо тоже воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если мама утверждает, что ребенок «трудный», в первую очередь, потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между детьми и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (эмоционально-отвергающие, жестоко агрессивные). Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той огромной работой, которую ребенок совершает самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания, многие родители не воспринимают своего ребенка, как личность, до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода его из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагать им новые формы взаимодействия. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: - анкетирование; - тестирование; - индивидуальные беседы; - наблюдения за детьми и родителями. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка.