Наталья Подвигина
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах нравственного воспитания
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. А нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах нравственного воспитания» размещена в разделах
Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие. Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества. Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, трудолюбие.
Семья занимает основное место в воспитании ребёнка, играет огромную роль на формирование его мировоззрения, нравственного поведения в семье. Воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традиции, личном примере родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда кажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Именно поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождение семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формирование социально-нравственной культуре ребёнка.
Задача педагогов - помочь дошкольникам в сознании формирование направленности на мир семьи, ценности семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижения одной цели становления духовно нравственные личности. Большую значимость для формирования представлений у детей нравственных ценностей в семье имеют этические беседы, на организованных встречах с родителями необходимо объяснить, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных моральных представлений.
Именно поточу, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Воспитание у детей духовно- нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.
Так в нашей группе, активно проводится технология «Гость группы».
Данная форма работы является одной из самых эффективных с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности. Дошкольники узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т. к. это не обычное занятие, его ведет новый человек. Новый человек вызывает интерес, активизирует внимание, память, учатся слушать, слышать, задавать вопросы. Видят своих родителей (маму, папу, бабушку и т. д.) в новой роли «воспитатель». Получают образец, наглядный пример социальной активности. Испытывают гордость, что именно его мама ведет «занятие», ее слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на развитие нравственных качеств наших детей, а так же образовательный и развивающий процесс в целом.
В нашей группе проходила одна из таких запланированных встреч. Гостем нашей группы стала одна из мам, которой предстояла возможность рассказать о своей профессии «Медицинская сестра». Дети с большой заинтересованностью слушали выступление нашего гостя, вступали в диалог, задавали свои вопросы, а так же отвечали на вопросы нашего гостя. В ходе встречи была проведена игра с детьми, где каждый ребенок смог почувствовать себя в роли медицинского работника. В игровой форме дети собирали аптечку для доктора, находили лишние. В конце встречи всем были подарены подарки. Хотим отметить, что данная встреча требовала особой подготовки: была написана речь, представлена презентация, памятные подарки для всех детей.
Мы так же считаем, что взаимодействие с родителями направленное на развитие духовно нравственных качеств детей должно проводиться не только в стенах детского сада. Поэтому нами проводится следующая работа.
В выходные мы организовываем специальные совместные выходы с родителями и детьми в места культуры и отдыха: театр, зоопарк, парк и тд. Организованные совместные выходы с детьми и педагогами- это еще один шанс для родителей лучше понять собственного ребёнка увидеть услышать чем он живёт совместный выходы способствует укреплению дружбы доверия между родителями, детьми и педагогами. Яркие впечатления обеспечены всем участникам данного процесса. Совместные выходы играют важную роль в воспитании у детей духовно- нравственных качеств, счастливые воспоминания с детства сохраняются на всю жизнь. Необходимо убедить родителей, что нет интересней и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка и не бояться это делать с помощью воспитателей. А самое главное, это не сложно и увлекательно. Ведь всем нравится выполнять то, что интересно, а если родители видят, что педагоги делают много для того, чтобы детям было интересно весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество.
Мы можем сделать вывод, что семья и дошкольное учреждение- это два социальных института от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения, однако в тоже время семья не может обеспечить полном объеме воспитание активной нравственной творческой личности. Таким образом, можно сделать вывод, что направление работы вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада отвечает актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности.