Надежда Лазарева
Опыт работы «Взаимодействие с семьями по трудовому воспитанию старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с семьями по трудовому воспитанию старших дошкольников»
МБДОУ ЦРР детский сад №223
«Взаимодействие с семьями по трудовому воспитанию старших дошкольников»
Воспитатель:Лазарева Н. Б.
Ульяновск 2018
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с семьями по трудовому воспитанию старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового.
Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых. Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
Целью нашей работы было: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.
Для выполнения поставленных задач мы, прежде всего, создали в группе необходимые условия для труда в удобном для детей месте. В нашей группе оборудован уголок дежурных с фотографиями детей. Дети знают, кто из них в этот день дежурит по столовой, в уголке природы и по занятиям, с удовольствием выполняют свои обязанности.
Практика показывает, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. Остановлюсь на тех, которые оказались наиболее действенными:
Мы подготавливаем методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию, используем анкетирование по вопросам трудового воспитания.
Необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении, знакомится с разными видами сельскохозяйственного труда. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.
Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем субботники по благоустройству участка детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, участие родителей в различных выставках по ручному труду. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: в настоящий момент проявляют большой интерес и фантазию для обогащения физкультурного уголка.
Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться, рассказывать об этом. Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке массовых праздников.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Работая по данной теме мы много внимания уделяем вопросу формирования представлений у детей о людях разных профессий для этого мы вручную вместе с родителями изготовили и приобрели несколько новых игр по трудовому воспитанию, задачи которых - дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Научить ценить и уважать труд человека, возбудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Также мы научили детей новой игровой технологии «Синквейн». Наши дети с большим удовольствием составляют синквейны о различных профессиях, с их помощью мы не только прививаем любовь и уважение к труду, но и развиваем и обогащаем их речь.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
В дальнейшем мы планируем организовывать мастер – классы родителей, которые не только расскажут о своих профессиях, но и привлекут детей в том или ином действии. Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.
Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»). В личных беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим.
Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.