Наталья Маслова
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Публикация «„Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни“» размещена в разделах
По мнению ученых, здоровье взрослого народонаселения на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной.
Цель нашей работы – объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Формирование у педагогов и родителей потребности в знаниях и практических умениях воспитания здорового ребенка.
2. Формирование положительного отношения к физическим упражнениям, играм на свежем воздухе, закаливающим процедурам, правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ.
3. Мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту.
С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка и по результатам анкетирования и опросов родителей воспитанников мы получили следующие результаты:
75% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее. Основными причинами заболеваний ребенка родители считают: - слабый иммунитет; - переохлаждение на прогулке, изменение теплового режима; - недостаточную закаленность ребенка; - контакты с больными.
53% родителей отметили, что здоровье ребенка изменилось в связи с посещением детского сада в положительную сторону.
Среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребенка, родители выделяют, прежде всего, психологический комфорт (это отметили 66% опрошенных). Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в атмосфере внимания, заботы и любви окружающих взрослых. Среди других условий родители выделили:
• достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе – 85% опрошенных;
• здоровую гигиеническую среду – 59%;
• занятия физкультурой и спортом – 74%;
рациональное питание – 70%;
• соблюдение режима – 53%;
• закаливание – 55%;
• полноценный сон – 47%.
В ходе изучения нас интересовали причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка. У 64% - это дефицит времени вследствие высокой занятости. Таким образом, проведенный опрос показал, что главными направлениями работы с семьями воспитанников являются:
1. Мониторинг ценностных ориентаций и образовательных потребностей родителей;
2. Оказание дифференцированной помощи семье на основе выявленных проблем и запросов;
3. Качественное преобразование используемых форм работы с родителями:
- развитие диалогических отношений «педагог – семья»;
- поиск, создание и реализация интерактивных методов обучения взрослых;
- развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада: создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела (семейные праздники, досуги, совместные студии, творческие мастерские и т. д.)
Сегодня в нашем дошкольном учреждении идет поиск эффективных путей сотрудничества педагогов с семьей, создание новых педагогических технологий взаимодействия. На основании запросов родителей и с целью решения актуальных задач воспитания здорового ребенка организован семейный клуб «Вместе».Наиболее действенным способом работы с родителями мы считаем вовлечение взрослых в мир игры. Играя вместе со своими детьми, родители погружаются в естественную среду ребенка, становятся более открытыми во взаимоотношениях, лучше усваивают ту или иную информацию. Для родителей организуются семинары – практикумы, нетрадиционные собрания, тренинги, на которых в игровой форме родители получают практические умения и навыки. Тематика разнообразна: «Если хочешь быть здоров», «Правильное питание – залог здоровья», «Наша спортивная жизнь». Совместная досуговая деятельность стала традицией в работе детского сада и семьи. Проводятся спортивные праздники и развлечения: «В гостях у Айболита», «Олимпийские игры», «Мы – будущие защитники» и т. д. ; разрабатываются маршруты выходного дня: «Зимние забавы», «Игры на улице», «Мама, папа, я – спортивная семья»; туристические маршруты: «На лесной тропинке», «В поисках клада», «На природу всей семьей», пешие прогулки и экскурсии, лыжные прогулки и соревнования. Хочется отметить, что родители с удовольствием принимают участие в организации досуговых мероприятий, активно участвуют в ролях, бегают, прыгают и веселятся вместе с детьми, ведь в повседневной жизни нам так не хватает движения и положительных эмоций. Родители наших воспитанников активно участвуют в конкурсах, выставках, в создании атрибутов для подвижных игр, в создании наглядной агитации. Также широко используются традиционные формы педагогического просвещения родителей, прежде всего информационного характера: наглядные материалы в родительских уголках, консультации, беседы.
Мы считаем, что критериями работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам здоровья являются:
-ценностное отношение сторон друг к другу;
- толерантность;
- информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье;
- включение в совместную деятельность и прогнозируемый положительный результат.