Александра Тельминова
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о сво м будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Грамотно построенная система профориентационной работы на начальном этапе обучения способствует формированию в сознании старших дошкольников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации старших дошкольников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у реб нка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу со старшими дошкольниками.
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Что такое профессиональная ориентация?
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разнообразие технологий при реализации ранней профориентации ребенка дошкольного возраста, даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод создания лэпбука, так как позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Изготовление лэпбука помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни реб нка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый реб нок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах.
ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка
где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.
Игры, связанные с профессией. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов представленной профессии. К профориентационным играм, которые можно предложить старшим дошкольникам, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву.», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу, «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).
Готовясь к консультации, я наткнулась на интересную «Кейс – технологию в ранней профориентации дошкольников».
Так же, одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод бесед.
Беседа о ранней профориентации дошкольников — одна из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.
Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию и сотрудничеству. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. На основе бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации.
Оформление уголка профессий в пространстве группы. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, раскраски так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был оформлен для «галочки».
В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность? В зависимости от особенностей характера, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п. Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.
Хочу отметить, что во взаимодействии ДОУ и семьи по ранней профориентации дошкольников лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых, дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.