лида гулякина
Консультация «Взаимодействие детского сада с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.
Публикация «Консультация „Взаимодействие детского сада с семьей“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Если родители перестают принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречаются малыши, то в дальнейшем их могут ждать печальные последствия, которые отразятся на развитии личности ребенка. В массовой практике работы дошкольных учреждений по поводу согласованности действий семейного и общественного воспитания существует ряд проблем:
• низкая компетентность родителей в вопросах воспитания
дошкольников;
• ослабление ответственности родителей за воспитание, обучение,
развитие детей;
• отсутствие взаимопонимания и доверия между родителями и
педагогами;
• низкая эффективность организуемых форм сотрудничества,
отсутствие обоюдно интересных форм взаимодействия, способствующих вовлечению родителей в образовательный процесс и др.
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей :
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
• почетные грамоты за подготовку и участие в спортивных мероприятиях и праздниках, дипломы воспитанникам.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
Взаимопонимание и взаимоинформирование
Успешное взаимопонимание возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных, семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием, а также переписки (в том числе электронной).
Стенды. На стендах размещается стратегическая (многолетняя, фактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных проектах дошкольного учреждения. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на один год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе) : акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.
Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстрированный материал).
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, а также в семейных календарях.
Непрерывное образование воспитывающих взрослых.
Тема: «Современная семья и ее роль в воспитании детей раннего возраста»
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги непрерывно повышать свое образование.
Под образование родителей международным сообществом считается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для занятий детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе.
Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн-конференции, родительские собрания, районные городские, областные, родительские и гигиенические чтения.
Мастер-классы. Мастер-класс – особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам.
Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).
Тренинги может проводить как психолог детского сада, так и приглашенный специалист.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр.
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формы, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.
Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая, Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).
Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствует себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители.
Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научится работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности. Например: организация семейного, летнего отдыха дошкольников, проведения Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.
Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия общения с ребенком.
Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных частей : одна – сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая – вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Фактическая совместная деятельность педагогов, родителей и детей
1. Знакомство педагога с семьями воспитанников.
Результат воспитания детей может быть успешным только при
условии единства стремлений и взглядов на образовательный процесс со стороны педагога и родителей. Именно поэтому я начинаю знакомство с семьями воспитанников задолго до прихода ребенка в дошкольное учреждение. Этот этап в организации работы с семьей дает возможность предварительно познакомиться с семьями поступивших воспитанников, узнать существующие проблемы, вызвать у родителей интерес к дошкольному учреждению, создать условия для согласованности действий педагога и родителей в перспективе.
На данном этапе работы я поставила перед собой
следующую цель: изучение особенности семей будущих воспитанников, воспитание ребенка в условиях семьи, установление контактов с семьями. Для реализации данной цели использую следующие формы работы:
• создание рекламных буклетов, листовок, памяток;
• проведение анкетирования среди родителей по различным
направлениям;
• создание банка данных по семьям;
• организация дней открытых дверей;
• посещение семей будущих воспитанников.
Обязательным условием данных форм работы было то, что я
осуществляла их не накануне набора детей в группу, а задолго до этого, работая с детьми выпускной группы. Для того чтобы вызвать у родителей интерес к дошкольному учреждению, воспитателем использовались листовки, содержащие информации о педагогах работающих с детьми, направлениях работы, традициях группы. Родителям предлагались памятки различного содержания.
Одним из важных направлений в работе педагога – изучение семей
будущих воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование родителей по следующим направлениям:
• готовность ребенка к поступлению в дошкольное учреждение;
• особенности воспитания ребенка в семье;
• изучение отношения родителей к детскому саду и др.
Полученная, в ходе сбора и обработки анкет, информация позволила
создать банк данных о семьях будущих воспитанников. Одной из эффективных форм работы с родителями являются дни открытых дверей. Педагог убежден в том, что до прихода ребенка в детский сад, родители имеют весьма поверхностное представление о том, как организуется жизнь детей в дошкольном учреждении. Как правило, родители с удовольствием принимают приглашение посетить детский сад, где они имеют возможность познакомиться с результатами работы педагога, направлениями деятельности по реализации идей. Эта форма работы свои положительные результаты, т. к. позволяет установить контакт с семьей, ребенком, осуществить рекламную деятельность. Воспитатель заранее готовит вопросы, которые предстоит задать родителям, проводит анкетирование, организует игры с ребенком. В результате проводимой целенаправленной работы у родителей появляется устойчивый интерес к дошкольному учреждению, педагог и родители объединяют усилия, ориентированные на дальнейшее построение последовательной и комплексной работы на благо ребенка.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями
Дифференцированный подход при организации работы с родителями
направлен на повышение их педагогических знаний и умений. При организации дифференцированного подхода к родителям воспитатель соблюдает следующие условия:
• соблюдает такт, чуткость, отзывчивость по отношению к
родителям;
• учитывает своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст
его членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания;
• сочетает индивидуальный подход к каждой семье, с
организацией групповой работы;
• осуществляет взаимосвязь разных форм работы с родителями.
Дифференциация проводится на основе определенной программы по
изучению семьи. В ходе изучения используется анкетирование, тестирование, беседы с родителями, посещение семьи, наблюдение.
В программу изучения семьи входят следующие компоненты:
• структура семьи (количество, возраст, образование, профессия);
• психологический климат семьи (межличностные отношения,
стиль общения);
• социальный статус отца, матери в семье, степень их участия в
После изучения семьи, воспитатель совместно с педагогом
психологом составляет социальный паспорт с целью корректировки педагогического взаимодействия.
3. Категории родителей
1 категория – 33%. Родителей этой категории отличает высокий
уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители данной категории принимают ребенка как личность. В семьях родители стремятся к единству требований, расширению своих познаний в педагогике и психологии.
2 категория – 39%. В среднем уровень образованности и культуры
родителей достаточно высок, н акцент идет на материальную обеспеченность. В общении с детьми проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры.
3 категория – 28%. В таких семьях каждый живет своей жизнью.
Уровень психолого-педагогической просвещенности крайне низкий. Воспитанию детей не уделяется должного внимания.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре
общения, педагогической и психологической просвещенности, воспитатель использует разнообразные формы работы. Мероприятия подбираются и планируются с точки зрения действенности по отношению к каждой категории родителей.
Система сотрудничества педагога дошкольного учреждения с семьями воспитанников
Согласованность действий семейного и общественного воспитания
Идеи социального партнерства и гуманизации социокультурного
пространства начинают все активнее завоевывать свое место в образовательном процессе тех дошкольных учреждений, которые заинтересованы в гармонизации отношений между всеми участниками дошкольного процесса: педагогами, родителями, детьми. Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители перестают принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречаются малыши, то в дальнейшем их могут ждать печальные последствия, которые отразятся на развитии личности ребенка. В массовой практике работы дошкольных учреждений по поводу согласованности действий семейного и общественного воспитания существует ряд проблем:
• низкая компетентность родителей в вопросах воспитания
дошкольников;
• ослабление ответственности родителей за воспитание, обучение,
развитие детей;
• отсутствие взаимопонимания и доверия между родителями и
педагогами;
• низкая эффективность организуемых форм сотрудничества,
отсутствие обоюдно интересных форм взаимодействия, способствующих вовлечению родителей в образовательный процесс и др.
Низкая компетентность родителей, ослабление их ответственности за воспитание детей была связана с возрастом родителей (77% имели возраст до 20 лет, образованием (в 11 семьях из 18 – среднее образование имели один или оба родителей, профессиональной деятельностью (рабочие специальности, 27% – безработные). Проводимые формы работы не приносили должного положительного результата, не решали в полной мере указанные выше проблемы. Анализ сложившейся ситуации послужил поводом для углубленной работы в направлении создания системы сотрудничества с родителями. Основные параметры, по которым описываются материалы из опыта сотрудничества педагога дошкольного учреждения с семьями воспитанников, представлен в данном педагогическом паспорте, который содержит сведения об авторе, актуальность опыта, его основную идею, сущность, новизну, результативность, адресную направленность.
Педагогический паспорт материалов из опыта работы
Сведения об авторе • Гулякина Лидия Ивановна
• Воспитатель МДОУ ЦРР – № 21
• Педагогический стаж: 33года
• Образование: высшее специальное
• Категория: высшая
Основные параметры, по которым описывается опыт
1. Актуальность материалов
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели воспитания здоровых и счастливых детей. В связи с этим современная позиция по отношению к ребенку рассматривает взаимодействие семьи и детского сада, в котором педагог и родители являются партнерами по общему и нелегкому делу – воспитанию детей.
Успешным партнерство может быть при наличии взаимоуважения и доброжелательности.
Сотрудничество и творчество, совместное стремление создать все необходимые условия в развитии потенциальных возможностей детей – основные формы взаимодействия педагога с родителями на современном этапе развития системы образования.
2. Ведущая педагогическая идея
Основной идеей данных материалов является оказание помощи современной семье в деле воспитания детей, предупреждение проявлений отчуждения между ребенком и семьей, превращение интереса детского сада к образовательному процессу в интерес семейный, сплочение коллектива родителей в коллектив единомышленников.
3. Сущность материалов из опыта работы
Сущность заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через:
• изучение особенностей семей, установление контактов с родителями;
• планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности;
• оказание адресной помощи семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей.
Данные направления реализуются посредством знакомства педагога с семьями воспитанников, четкое планирование работы с семьей, организацию консультативно-просветительской деятельности через традиционные и инновационные формы работы с родителями, совместное творчество детей и родителей.
4. Новизна
Новизна опыта заключается в использовании системы форм, методов, приемов, позволяющих убедить родителей в преимуществе партнерского взаимодействия с педагогами, детьми, привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности, участию в жизни собственных детей.
5. Результативность
В процессе сотрудничества и сотворчества педагога с родителями достигнуты следующие положительные результаты:
• сформирован совершенно новый тип отношений между родителями и детьми, вовлеченные в партнерскую деятельность, они раскрываются друг для друга с совершенно новых сторон, взаимообогащаются и интенсивно накапливают личностные качества;
• развитие ребенка происходит в комфортных условиях: доверительная обстановка, частое присутствие близких людей;
• родители начинают серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, задают вопросы, которые свидетельствуют о мотивации на сотрудничество;
• родители начинают доверять педагогу, советоваться с ним;
• родители принимают глубокое участие в жизни ребенка, проявляющиеся в партнерской деятельности результатом, которой являются досуговые мероприятия, помощь группе и др.
6. Адресная направленность материалов из опыта работы
Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике.
Пособия для занятий с ребенком дома
Одним из важных преимуществ программы «От рождения до школы» является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома книгами серии «Школа семи гномов». Серия представляет собой комплексную систему занятий с ребенком от рождения до школы. Для каждого возраста издано 12 пособий, охватывающих все основные образовательные области и направления развития ребенка
Педагоги дошкольных учреждений могут поддерживать образовательную деятельность, проводимую в рамках Организации домашними занятиями, рекомендуя родителям соответствующие пособия из серии «Школа семи гномов». На информационной доске для родителей воспитатели могут указывать те разделы пособий, которые следует использовать для занятий на текущей неделе дома.
Пособия «Школы семи гномов» способствует развитию совместного общения взрослого и ребенка, стимулируют понимание родителей своих детей. Родительская страничка представленная в каждом пособии, что способствует повышению педагогической образованности родителей.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н. Е. «Возрастные особенности детей», 2017г;
2. Комарова Т. С. «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности», 2018г
3. Кутепова Е. Н., Куцакова Л. В. «Школа 2000»,
4. Денисенкова Н. С. «Ребёнок в семье и сообществе», 2016г.