Приложение МААМ

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Встреча с удивительными словами»

Лина Пенкина
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Встреча с удивительными словами»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему «Встреча с удивительными словами»

Программное содержание:

Обучающие задачи: Обогащать активный словарный запас, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, учить подбирать действие к существительным, делать анализ слова «спасибо»; объяснять образование сложных слов «златоустый», «спасибо», «добродетель».

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР „Встреча с удивительными словами“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: Формировать основы культуры поведения, интерес к художественной литературе, к русским православным святым, воспитывать желание помогать людям.

Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, мелкую моторику и способность анализировать обстоятельства, способствовать раскрытию творческого потенциала.

Материалы: Мультимедиа с презентацией, карточки с различными предметами и явлениями природы, массажные мячики, листы бумаги с буквой - Добро, пластилин, салфетки, аудиозапись «Весенняя песня» Ф. Мендельсона, фрагмент Пасхального слова Святого Иоанна (копия, церковно- славянская азбука, дорожка, конверты с заданиями.

1. Оргмомент.

Дети входят в группу, образуют круг.

Слова по-разному звучат,

Не тайна это для ребят.

Звучат и очень строго,

Слов грубых тоже много.

Мы ссориться не любим,

Приятней нам дружить,

И ласково, и нежно

Слова произносить.

Воспитатель: Много веков назад наши предки на нашей русской земле молились на церковно-славянском языке. Это не чужой язык. Этот древний книжный язык очень много дал нашему современному русскому языку, украсил его, одухотворил.

Дети замечают, что в церковно- славянской азбуке пропала буква Добро.

Воспитатель просит детей помочь ей разобраться, что это же произошло.

Дети высказывают свои предположения (буква потерялась, кто-то спрятал, положили в другое место и т. д.)

Давайте подумаем вместе как вернуть букву Добро в азбуку (педагог предлагает детям назвать как можно больше вариантов решения этой проблемы).

Воспитатель:

Дети, вы готовы отправиться в трудное, но очень интересное путешествие? Какие качества нам пригодятся? ( дети: трудолюбие, терпение, сообразительность, взаимовыручка, доброта).

Воспитатель с детьми идут по дорожке и находят конверты с заданиями:

1 задание: вспомнить пословицы и поговорки о доброте.

Дети: Доброе слово лечит, а злое калечит.

Ласковым словом и лёд растопишь.

Воспитатель: Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

Дети: [ч] – очень мягкий звук,

Не обойтись, похоже, без его услуг.

2. Словообразование.

2 задание: игра «Скажи ласково».

Воспитатель: Придумай-ка слова ты сам

И назови скорей их нам (пальчик, стульчик, мячик и т. д.)

Молодцы, дети, вы придумали много слов, и если будете продолжать прилежно учиться грамоте, то у вас будет очень красивая речь.

3. Рассказ воспитателя.

Много лет тому назад жил на нашей русской земле Святой Иоанн.

Одна женщина назвала его за редкий дар слова Златоустом. И теперь, когда хотят похвалить кого-нибудь за его красивую речь, красноречие, говорят про него: «Это – Златоуст!» Иоанн Златоуст объяснял людям книги Священного писания. Дивное его творение – Божественную литургию, до сегодняшнего дня мы слышим в православных храмах, и в светлую ночь Христова Воскресения слушаем его Пасхальное слово. Это слово придаёт много радости Великому празднику Пасхи (слушание фрагмента Пасхального слова Святого Иоанна)

4. Образование сложных слов.

3 задание: Дети, как вы думаете, из каких слов состоит слово «Златоустый»?

Дети: Золото и уста.

Воспитатель: Уста – значит рот, губы.

Златоустый – красиво говорящий или красноречивый. Давайте и мы учиться красиво говорить.

5. Дидактическая игра «Скажи спасибо».

4 задание: Подбор действий к существительным.

Раздать детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира. Например, солнце, ветер, вода, земля, деревья, дом, книга. Ребёнок должен сказать «спасибо» тому, кто ему достанется на карточке: «Спасибо, что согреваешь (укрываешь, даришь уют)».

Воспитатель: Так за что мы говорим «спасибо»?

Дети: За всё, что для нас делают. Чтобы поблагодарить.

Воспитатель: Раньше благодарность на Руси выражали словами «Спаси Боже», затем «Спаси Бог». Постепенно эти слова сократили и получилось слово «спасибо».

6. Анализ слова «спасибо».

5 задание: Дидактическая игра «Нюхаем, щупаем и пробуем».

Как вы думаете, чем пахнет слово «спасибо»?

Какое оно по вкусу?

Какое оно на ощупь?

Какого оно цвета?

7. Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Яблони».

Воспитатель: Для кого сажал яблоню старик?

Какими качествами обладал старик? (Добрый, трудолюбивый, бескорыстный)

8. Мини-этюд «Из семени в дерево».(звучит аудиозапись «Весенняя песня» Ф. Мендельсона)

Я садовник. Предлагаю вам превратиться в маленькие семечки (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляются веточки с бутончиками (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачок, росток превращается в прекрасное сильное деревце.

Воспитатель: Дети, чья доброта помогает расти деревьям?

Дети: Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, дождя, садовника.

9. Игра с массажными мячиками «Яблоко».

Яблоко держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.

Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.

И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.

10. Продуктивно-игровая деятельность.

Воспитатель: Чья доброта помогает расти вам?

Дети: Доброта родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, друзей.

Дети рассматривают конверт с 5 заданием.

Воспитатель: В церковно-славянской азбуке была буква – ДОБРО. Давайте сделаем эту замечательную букву. Дети предлагают разные варианты (сложить из счетных палочек, нарисовать, сделать из проволочки и т. д и останавливаются на технике «Пластилинографии»).

Из кусочков пластилина скатать тонкую колбаску, приложить её к нарисованной букве и прижать пальчиком к бумаге.

Дети делятся на пары и делают букву Добро. Затем выбирают самую красивую букву и возвращают в церковно- славянскую азбуку

Назовите похожую букву в русском языке (Д). Какие слова вы знаете на букву Д (дети, дом, дорога и т. д.)

Запомните удивительное слово на эту букву – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Добродетель - это делание добра. Это путь к счастью, эта часть самого счастья. Под добродетелью понимают любовь к Богу, природе – это значит приносить пользу.

Дети в кругу по цепочке читают стихотворение Н. Орлова «Добро» и вешают свою букву церковно- славянскую азбуку.

Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку,

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол я подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

11. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, если вы справились со всеми заданиями и вам было интересно, то нужно выбрать картинки с добрыми делами. А если вам было скучно и трудно в путешествии, то выбирайте картинки с нехорошими поступками.

Дети, для чего делать добрые дела? (Ответы детей)

Только ли для того, чтоб тебя хвалили, не наказывали и не ругали, покупали подарки, чтобы тебе было приятно? Конечно, нет! Ведь иногда за доброе дело и не хвалят, да и за что хвалить, ведь быть хорошим естественно.

С какими удивительными словами вы сегодня встретились?

Дети: Златоустный, спасибо, добродетель.

Литература

1. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающее занятия для детей старшего дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера,2005. С. 53.

2. Васильев К. Б. Словарь устаревших слов. – СПб: ИД Авалонъ, Издательская группа Азбука – классика, 2010. С. 107.

3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. С. 52.

4. Орлова Н. Азбука для православных детей. М. : Сретенский монастырь, 2007. С. 7.

5. Протоиерей Ильенко В. Поселянин Е. Жития святых, пересказанные для детей. М. : Неугасимая лампада, 2011. С. 121-129.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательная деятельность детей «Кто такие микробы»Конспект непосредственно образовательная деятельность детей «Кто такие микробы» Конспект непосредственно образовательная деятельность детей на тему: «Кто такие микробы». Цель: Ознакомление детей с микробами. Задачи:.

Непосредственно образовательная деятельность «Грибы мухоморы» в средней группеНепосредственно образовательная деятельность «Грибы мухоморы» в средней группе Интеграция образовательных областей:«Социально - коммуникативное развитие», познавательное развитие;художественно-эстетическое развитие;.

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группыНепосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группы Непосредственно образовательная деятельность На тему: «Бабочки» для детей первой младшей группы. С использованием ИКТПрограммные задачи:1.

Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот»Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот» [ Цель: формировать у детей умение создавать образ животного из овалов и прямоугольников. Задачи: 1. Закрепить знания детей об образе.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у сказки»Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у сказки» Итоговое занятие по ФЭМП "В гостях у сказки" Цель :Закрепить и обобщить полученные знания. 1 Обучающие задачи: -Формирование у детей элементарных.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж)Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж) Интеграция образовательных областях: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие. Цель:.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р»Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р» В рамках реализации проекта "Комиссурики" подготовили и провели: учитель-логопед Карабчукова И. В., музыкальный руководитель Швец Т. Ю..

Непосредственно образовательная изобразительная деятельность в смешанной технике для детей 6–7 лет «Птички в гнёздышках»Непосредственно образовательная изобразительная деятельность в смешанной технике для детей 6–7 лет «Птички в гнёздышках» Непосредственно-образовательная изобразительная деятельность для детей подготовительной к школе группы: рисование и аппликация. Тема: «Птички.

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» ВидеоНепосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» Видео Пока мы живы! Будем помнить! Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне. Обучающие задачи: 1. Расширять представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Встреча с удивительными словами»
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 20:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Встреча с удивительными словами»» (включая файлы) размещена пользователем Лина Пенкина (УИ 1727952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД