Лина Пенкина
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Встреча с удивительными словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
на тему «Встреча с удивительными словами»
Программное содержание:
Обучающие задачи: Обогащать активный словарный запас, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, учить подбирать действие к существительным, делать анализ слова «спасибо»; объяснять образование сложных слов «златоустый», «спасибо», «добродетель».
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР „Встреча с удивительными словами“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Воспитательные задачи: Формировать основы культуры поведения, интерес к художественной литературе, к русским православным святым, воспитывать желание помогать людям.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, мелкую моторику и способность анализировать обстоятельства, способствовать раскрытию творческого потенциала.
Материалы: Мультимедиа с презентацией, карточки с различными предметами и явлениями природы, массажные мячики, листы бумаги с буквой - Добро, пластилин, салфетки, аудиозапись «Весенняя песня» Ф. Мендельсона, фрагмент Пасхального слова Святого Иоанна (копия, церковно- славянская азбука, дорожка, конверты с заданиями.
1. Оргмомент.
Дети входят в группу, образуют круг.
Слова по-разному звучат,
Не тайна это для ребят.
Звучат и очень строго,
Слов грубых тоже много.
Мы ссориться не любим,
Приятней нам дружить,
И ласково, и нежно
Слова произносить.
Воспитатель: Много веков назад наши предки на нашей русской земле молились на церковно-славянском языке. Это не чужой язык. Этот древний книжный язык очень много дал нашему современному русскому языку, украсил его, одухотворил.
Дети замечают, что в церковно- славянской азбуке пропала буква Добро.
Воспитатель просит детей помочь ей разобраться, что это же произошло.
Дети высказывают свои предположения (буква потерялась, кто-то спрятал, положили в другое место и т. д.)
Давайте подумаем вместе как вернуть букву Добро в азбуку (педагог предлагает детям назвать как можно больше вариантов решения этой проблемы).
Воспитатель:
Дети, вы готовы отправиться в трудное, но очень интересное путешествие? Какие качества нам пригодятся? ( дети: трудолюбие, терпение, сообразительность, взаимовыручка, доброта).
Воспитатель с детьми идут по дорожке и находят конверты с заданиями:
1 задание: вспомнить пословицы и поговорки о доброте.
Дети: Доброе слово лечит, а злое калечит.
Ласковым словом и лёд растопишь.
Воспитатель: Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Дети: [ч] – очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
2. Словообразование.
2 задание: игра «Скажи ласково».
Воспитатель: Придумай-ка слова ты сам
И назови скорей их нам (пальчик, стульчик, мячик и т. д.)
Молодцы, дети, вы придумали много слов, и если будете продолжать прилежно учиться грамоте, то у вас будет очень красивая речь.
3. Рассказ воспитателя.
Много лет тому назад жил на нашей русской земле Святой Иоанн.
Одна женщина назвала его за редкий дар слова Златоустом. И теперь, когда хотят похвалить кого-нибудь за его красивую речь, красноречие, говорят про него: «Это – Златоуст!» Иоанн Златоуст объяснял людям книги Священного писания. Дивное его творение – Божественную литургию, до сегодняшнего дня мы слышим в православных храмах, и в светлую ночь Христова Воскресения слушаем его Пасхальное слово. Это слово придаёт много радости Великому празднику Пасхи (слушание фрагмента Пасхального слова Святого Иоанна)
4. Образование сложных слов.
3 задание: Дети, как вы думаете, из каких слов состоит слово «Златоустый»?
Дети: Золото и уста.
Воспитатель: Уста – значит рот, губы.
Златоустый – красиво говорящий или красноречивый. Давайте и мы учиться красиво говорить.
5. Дидактическая игра «Скажи спасибо».
4 задание: Подбор действий к существительным.
Раздать детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира. Например, солнце, ветер, вода, земля, деревья, дом, книга. Ребёнок должен сказать «спасибо» тому, кто ему достанется на карточке: «Спасибо, что согреваешь (укрываешь, даришь уют)».
Воспитатель: Так за что мы говорим «спасибо»?
Дети: За всё, что для нас делают. Чтобы поблагодарить.
Воспитатель: Раньше благодарность на Руси выражали словами «Спаси Боже», затем «Спаси Бог». Постепенно эти слова сократили и получилось слово «спасибо».
6. Анализ слова «спасибо».
5 задание: Дидактическая игра «Нюхаем, щупаем и пробуем».
Как вы думаете, чем пахнет слово «спасибо»?
Какое оно по вкусу?
Какое оно на ощупь?
Какого оно цвета?
7. Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Яблони».
Воспитатель: Для кого сажал яблоню старик?
Какими качествами обладал старик? (Добрый, трудолюбивый, бескорыстный)
8. Мини-этюд «Из семени в дерево».(звучит аудиозапись «Весенняя песня» Ф. Мендельсона)
Я садовник. Предлагаю вам превратиться в маленькие семечки (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляются веточки с бутончиками (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачок, росток превращается в прекрасное сильное деревце.
Воспитатель: Дети, чья доброта помогает расти деревьям?
Дети: Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, дождя, садовника.
9. Игра с массажными мячиками «Яблоко».
Яблоко держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
10. Продуктивно-игровая деятельность.
Воспитатель: Чья доброта помогает расти вам?
Дети: Доброта родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, друзей.
Дети рассматривают конверт с 5 заданием.
Воспитатель: В церковно-славянской азбуке была буква – ДОБРО. Давайте сделаем эту замечательную букву. Дети предлагают разные варианты (сложить из счетных палочек, нарисовать, сделать из проволочки и т. д и останавливаются на технике «Пластилинографии»).
Из кусочков пластилина скатать тонкую колбаску, приложить её к нарисованной букве и прижать пальчиком к бумаге.
Дети делятся на пары и делают букву Добро. Затем выбирают самую красивую букву и возвращают в церковно- славянскую азбуку
Назовите похожую букву в русском языке (Д). Какие слова вы знаете на букву Д (дети, дом, дорога и т. д.)
Запомните удивительное слово на эту букву – ДОБРОДЕТЕЛЬ.
Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
Добродетель - это делание добра. Это путь к счастью, эта часть самого счастья. Под добродетелью понимают любовь к Богу, природе – это значит приносить пользу.
Дети в кругу по цепочке читают стихотворение Н. Орлова «Добро» и вешают свою букву церковно- славянскую азбуку.
Я вчера был занят очень,
Я трудился что есть мочи,
Целый день добро творил:
Кошке домик мастерил,
Собирал гулять сестричку,
Отыскал ей рукавичку,
Маме пол я подметал,
Бабушке очки подал,
Папе гвоздь забить помог,
Так работал – изнемог!
11. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, если вы справились со всеми заданиями и вам было интересно, то нужно выбрать картинки с добрыми делами. А если вам было скучно и трудно в путешествии, то выбирайте картинки с нехорошими поступками.
Дети, для чего делать добрые дела? (Ответы детей)
Только ли для того, чтоб тебя хвалили, не наказывали и не ругали, покупали подарки, чтобы тебе было приятно? Конечно, нет! Ведь иногда за доброе дело и не хвалят, да и за что хвалить, ведь быть хорошим естественно.
С какими удивительными словами вы сегодня встретились?
Дети: Златоустный, спасибо, добродетель.
Литература
1. Алябьева Е. А. Коррекционно - развивающее занятия для детей старшего дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера,2005. С. 53.
2. Васильев К. Б. Словарь устаревших слов. – СПб: ИД Авалонъ, Издательская группа Азбука – классика, 2010. С. 107.
3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. С. 52.
4. Орлова Н. Азбука для православных детей. М. : Сретенский монастырь, 2007. С. 7.
5. Протоиерей Ильенко В. Поселянин Е. Жития святых, пересказанные для детей. М. : Неугасимая лампада, 2011. С. 121-129.