Наталия Ляхова
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»
▼ Скачать
Совместная познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе по теме : «Встреча с Капитошкой»
Ляхова Наталия Анатольевна, воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 70» г. Братска Иркутской обл.
Цель: создать условия для исследовательской деятельности; расширять кругозор детей, обогащать словарный запас. Развивать представление о свойствах льда: твердый, прозрачный, холодный, легче воды, при замерзании увеличивается в объеме, хрупкий, в тепле тает.
Публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Встреча с Капитошкой“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Развивать память, познавательную активность, связную речь. Уяснить с детьми, как человек использует свойства льда: строительство ледяных городков, катков, кубики для охлаждения напитков.
Материал: на каждого ребенка формочка с замерзшей водой, поднос, камешек; солонка с солью, коктельная трубочка с замершей водой, мяч.
Ход
Для того, чтобы собрать вокруг себя ребят, педагог говорит и хлопает в ладоши: «В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь». Те дети, которые подошли к педагогу, тоже начинают хлопать в ладоши и произносить слова: «В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь». Когда все дети подойдут и образуют круг, педагог говорит следующие слова, а дети ему помогают.
В ладоши громко хлопните,
Ногой по полу топните,
Нагнитесь, распрямитесь,
Как струнки потянитесь.
Теперь доброжелательно
Друг другу улыбнитесь.
Должны вы сесть,
Глаза закрыть,
И обо всем на миг забыть.
В то время, когда у детей закрыты глаза, посреди комнаты появляется сундучок.
Ой, а что это за сундучок?
- Как вы думаете, что в нем лежит? (ответы детей).
Для того, чтобы узнать, что в нем лежит, нужно задать вопросы. Но вопросы должны быть не на угадывание, а для того, чтобы узнать, как можно больше об этом предмете.
Предполагаемые вопросы.
- Это, живое? (нет)
- Это, неживое? (да)
- Это, сделано руками человека? (нет)
- Это, явление природы? (да)
- Это, горячее и газовое? (нет)
- Это, твердое? (нет)
- Это, воздушное? (нет)
- Это, летает? (нет)
- Это, мокрое? (да)
- Это, течет? (да)
- Это, вода? (да)
Дети открывают коробку и удивляются:
- А где же вода? Здесь только игрушка Капитошка.
- Ребята, а как вы думаете, куда же исчезла вода? (она испарилась)
- Правильно, вода испарилась, осталась только одна капелька-Капитошка.
- А в виде чего испарилась вода? (в виде пара)
- В каких еще видах бывает вода? (в жидком и твердом/лед, снег).
Капитошка предлагает поиграть вам с ним. А для этого нужно разделиться на две компании. Как это можно сделать? (предположения детей). Предлагаю одну компанию назвать «Лед», а вторую «Вода».
А теперь задание от Капитошки :»Кто больше вспомнит свойств воды и льда». Для этого, я предлагаю вам листочки и карандаши. Найдите каждая компания себе местечко и зарисуйте значками все, что вы знаете о воде и льде. Время у вас только 3 минуты (ставятся песочные часы). По истечении времени каждая команда по очереди называют свойства воды и льда. Дети отмечают, что про воду они знают больше. Что же нам нужно сделать, чтобы узнать как можно больше свойств льда ( предполагаемые ответы: спросить у взрослых, почитать в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент).
Вы все назвали правильно, сегодня мы с Капитошкой приглашаем вас в лабораторию для проведения некоторых опытов.
Пройдите к вешалке и наденьте халаты. Садитесь вокруг стола и давайте попробуем все вместе ответить на некоторые вопросы.
- Зачем каждое утро зимой дворники посыпают возле автобусных остановок песок? (чтобы машинам легче было тормозить).
- Почему в некоторых городах вместо песка используют соль? (ответы детей)
Капитошка предлагает нам провести такой опыт: «Спичка-пленница». Сегодня утром, когда Капитошка наливал воду в формочки, он нечаянно рассыпал туда спички, давайте поможем ему их собрать (дети пробуют, но у них ничего не получается).
- Что случилось, почему вы не можете собрать спички? (они вмерзли в воду, «Попали в плен».)
- Как же нам их достать? (дети предлагают различные варианты. То, что можно выполнить дети выполняют и проверяют, получится у них или нет. Если никто не догадался, педагог предлагает посыпать на спичку соль). Давайте на некоторое время оставим нашу лабораторию и поиграем с Капитошкой в игру «Хорошо-плохо» (игра проводится с мячом).
Воспитатель называет слово «лед», а дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: лед-это хорошо, потому, что можно кататься с ледяной горки, на катке, потому, что построят ледяной городок и будет очень красиво, можно украсить ледяными кубиками наш участок, а если набьешь шишку, то нужно приложить лед. Лед-это плохо, потому, что можно поскользнуться и упасть, а если лед кушать, то можно заболеть, он холодный и от него мерзнут руки и т. п.
Вернемся в нашу лабораторию. Что же мы видим? (лед вокруг спички начал таять и спичку можно легко достать).
Так зачем дворники посыпают снег и лед солью? (чтобы они таяли, и машины могли легко тормозить возле остановок).
- А теперь давайте ответим на следующий вопрос. Но вначале загадка.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий –
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой –
Одному не поднять
Кто, дети загадку мою отгадает?
Кто этот предмет по приметам узнает?
Дети: Это камень. Это разные камни.
Найдите в нашей лаборатории камни. Возьмите по одному камешку в руки и скажите, какие они: (дети говорят по очереди) твердые, гладкие, шершавые, холодные, серые, большие, маленькие и т. д.
Скажите, а может ли лед разрушить этот камень и как? (дети выдвигают свои гипотезы).
Если ни одна из гипотез не является правильной, то педагог просит вспомнить, что они сегодня утром делали с коктельной трубочкой (налили в нее воду и закрыли с двух сторон пластилином.)
- Так давайте посмотрим, что случилось с нашей трубочкой (вода в виде льда торчит с каждой стороны трубочки).
- Что произошло с водой? (она замерзла).
- Почему она вышла из трубочки? (предположения детей).
Если никто из детей не сможет ответить правильно, то отвечает педагог: «Вода при замерзании расширяется и ей не хватает места в трубочке. А теперь представьте, что вода попала в горах в мелкие трещины и замерзла. Что случится дальше? (в горах появятся трещины, и гора разрушится).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вода при замерзании расширяется и разрушает горы.
Капитошка опять приглашает вас поиграть. Но сначала скажите, а вода в твердом виде бывает только в виде льда? (она бывает еще и в виде снежинок). Так вот Капитошка хочет вам подарить по такой красивой снежинке.
Подуйте на них, положите на голову и покружитесь. Педагог тихим голосом читает стихотворение, а дети выполняют движения.
Полночный снег он не спешит, Дети плавно поднимают руки
Он медленно идет. то вверх, то вниз.
Но знает снег, что все равно Дети наклоняются вниз и
Он где-то упадет. показывают на лежащий снег
И чем он медленней шагал, Дети шагают
Чем осторожней был,
Тем легче в темноте упал Дети приседают.
И нас не разбудил.
А теперь давайте вернемся в нашу лабораторию и посмотрим на формочки, в которых мы замораживали воду. Почему она получилась, то в виде зайчика, то в виде рыбки, то в виде бабочки? ( предположительные ответы детей: вода жидкая и она принимает форму того сосуда, в который ее наливают).
Попробуйте достать эти льдинки из формочек (если у детей ничего не получается, то педагог предлагает погрузить формочки
в горячую воду).
- Почему льдинки легко выпали? (ответы детей).
Какай же вывод мы можем сделать?
При замерзании лед расширяется, при нагревании уменьшается.
- Дети, а как вы думаете, что будет, если я в стакан с водой опущу камень? ( ответы детей: камни утонут, а вода выльется из стакана).
- Почему камни утонули? (они тяжелые).
- А если в воду положить лед, он тоже утонет? (ответы детей). Давайте проверим (дети погружают лед в стакан с водой). Лед не утонул. Почему?
Вывод: Лед легче воды, поэтому он не тонет.
Какой опыт был самым сложным? Трудно ли было найти правильное решение? Людям, каких профессий могут понадобиться подобные сведения и для чего? Хотите ли вы исследовать еще что-нибудь? Капитошка прощается с вами и просит вас написать ему письма, какие исследования вы бы хотели с ним провести, а на память он вам дарит эмблему «Капитошка».