Татьяна Рогачева
Консультация «Все мы родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский лекторий-практикум
в рамках Недели психологии
Цель – совершенствование знаний родителей, их опыта по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности
Задачи:
• расширить аспекты сотрудничества родителей с педагогическим коллективом ДОУ по формированию и развитию духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения;
• совершенствовать представление родителей о важности создания в семье позитивного, созидательного жизненного пространства для ребенка;
Публикация «Консультация „Все мы родом из детства“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
• акцентировать внимание на первостепенности роли семьи в формировании духовно - нравственных ценностей.
Оборудование: магнитная доска, цветные стикеры - сердечки, таблица
«Показатели духовно-нравственного развития», микрофон.
Ход мероприятия
Приветствие. Вступительное слово психолога о целях и задачах лектория - практикума
– Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть вас, оставивших все дела, потому что нет ничего важнее вопросов гармоничного развития детей. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.
1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1. Постановка проблемы
Уважаемые родители, конечно, вы согласитесь со мной, что мы живём в мире, где на каждом шагу в деле воспитания детей подстерегают опасности. Экономическая и политическая нестабильность, материальное неблагополучие многих семей, нависшая эпидемиологическая угроза; на телеэкранах – кровавые убийства, сквернословие, рекламы, закладывающие в подсознание развращающие формулы «успешности», подрывающие нравственные устои общества. В Интернете список негативных явлений весьма объё мный: терроризм, порнография, педофилия, пропаганда наркотиков, – при этом скорость распространения информации абсолютно неконтролируема, мгновенна. Очень много детских игрушек, мультфильмов, компьютерных игр с негативным смыслом, которые формируют агрессивность, аморальность.
В наш «пошатнувшийся век» особенно остро встал вопрос дефицита внимания, чуткости, душевного тепла. Дети брошены в пучину бездуховности.
Как противостоять всему тому, что негативно влияет на формирование личности ребёнка?
Психологи убеждены: такое средство есть у родителей. Это безусловная родительская любовь, внимание к внутреннему миру ребёнка, становлению его личности.
1.2. Психологическое упражнение «Самая главная инвестиция»
– Уважаемые родители, из разноцветных бумажных сердечек выберите любое понравившееся и напишите на нём качество, которым обязательно, на ваш взгляд, должен обладать ваш ребёнок. Прикрепите стикер на доску.
1.3. Вывод по итогам упражнения
– Ребёнок – это главнейший семейный банк: всё, что в его душу будет вложено родителями и значимым для него окружением, вырастет с большими процентами, как позитивное, так и негативное.
Народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». На самом же деле всё гораздо масштабнее: именно многократно вырастает и проявится в личности то, что заложено в область бессознательного, созидательное или разрушительное!
– Уже по цвету выбранных «сердечек» можно сказать, какие прекрасные инвестиции вы хотите сделать. Давайте прочитаем, что именно.
– Как замечательно, что все вы, мамы и папы, осознаёте важность наполнения души своего ребёнка Добром и Светом, хотите сделать его руки умелыми, а ум пытливым!
2. «Родительский дом – начало начал». Семья – первая школа духовно-нравственного воспитания детей
2.1. Понятие нравственности
– В результате упражнения мы увидели, что все предпочитаемые вами качества личности человека оказались положительными.
– Какое общее понятие их объединяет? (Нравственность)
Нравственность - это система гуманистических ценностей человека: доброты, справедливости, порядочности, толерантности, готовности прийти на помощь. Все эти качества проявляются в делах, поступках человека.
Представления о нравственности, её основах следует отличать от понятия духовности.
Духовность – это система высших ценностей, сокрытых для внешнего взора; это то, что находится в самом духе человека и руководит его мыслями, поступками: любовь, милосердие, принятие любого человека таким, какой он есть, неукоснительное следование принципам экологии в системе «человек-общество-природа».
2.2. «Мозговой штурм». Что первично: духовность или нравственность?
2.2.1. Показатели духовно-нравственного развития как опора для рассуждений (таблицу см. в Приложении)
2.2.2. Вывод: «Растите духовность – нравтвенность сама придёт».
Шалва Александрович Амонашвили,
академик РАО, автор Гуманистической педагогики
2.3. Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру
Л. Н. Толстой
«Никто не становится хорошим человеком случайно», – в этих словах великого древнегреческого философа Платона, на мой взгляд, очень ярко выражена суть обсуждаемой нами проблемы.
Наш детский сад – это милые, замечательные дети. Они такие разные, тихони и проказники… Загляните в их глаза – в них такое многообразие восприятия мира! Вот весёлая смешинка, озорная искорка, а вот недоверие затаившаяся обида, разочарование…
Сколько ещё придётся увидеть этим глазам! Не поселится ли в них равнодушие, жестокость? Всё зависит от нас, взрослых, от наших «уроков» воспитания чувств, нравственности. Убеждена, что пример взрослых, в первую очередь родителей, – это один из самых действенных методов формирования моделей поведения, мировосприятия, самооценки ребёнка.
Очень убедительное и красноречивое доказательство этому – стихотворение Ираиды Кондаковой. Процитирую лишь несколько строк:
Два ребёнка вечерком,
Повстречались под окном:
– А у нас в квартире газ.
А у вас?
– А у нас подбили глаз.
А у вас?
– А мой папа - бегемот,
Его мама так зовёт.
– Хы! Бегемотом удивил!
Я у папы – крокодил,
– А у нас соседка Нюра – дура,
У неё извилин мало,
Это мама так сказала. Папа с мамой от ужаса белые -
Что с ребёнком улица сделала!
Но ведь улица - дело десятое,
Тут не улица виноватая.
Мамы и папы! Вы в ответе
За всё, что делают ваши дети.
А вот примеры из личного опыта. Занимаюсь коррекцией агрессивного поведения мальчика. Привела его в группу. Папа уже пришёл за сыном и ждёт в приёмной. Грубо одёргивая ребёнка, покрикивая на него, бесцеремонно обращается ко мне с вопросом. Разве непонятно, почему мальчик частенько ведёт себя с ребятами агрессивно, а в его речи проскальзывают бранные слова?
Занимаемся в сенсорной комнате («волшебной», как её называют дети, выполняем релаксационное упражнение. Говорю им, что в реальной жизни нас окружает много красивых мест, где можно погулять, отдохнуть, расслабиться. И все наперебой начинают делиться впечатлениями о прошедших выходных. А я то радуюсь за детей, то огорчаюсь, потому что некоторые из них выходные провели между телевизором (компьютером, мобильным телефоном) и взрослым застольем, увы, с нетрезвым общением.
Стоит понаблюдать за ролевыми играми детей, и сразу узнаёшь, кого они изображают, копируют интонацию, мимику, жесты. Эти маленькие мудрецы играют в ЖИЗНЬ, постигая её основы. Как не вспомнить при этом замечательные слова Виктора Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним»!
3. Подведение итогов
3.1. Психологическое упражнение
Закройте глаза. Отвлекитесь от всех сиюминутных мыслей. Представьте комнату, рассмотрите её повнимательнее. Это же комната в родительской квартире! Шкаф, стол, шторы, стены – что вы точно узнали? Прислушайтесь к звукам, услышьте голоса. Какие они? Может, и слова услышите? Постарайтесь! И вот в комнате появляется девочка (мальчик) лет 5. Присмотритесь к ней (к нему). Да это же вы! Одежда, игрушка в руках – такие родные! Проникнитесь чувствами, состоянием этого ребёнка, прислушайтесь к ним… Каково ему здесь?
3.2. Рефлексия:
– Вам удалось воссоздать предлагаемую ситуацию?
– Какие чувства испытали?
– Ответьте себе, насколько тепло и надёжно было вам в родительском доме?
– Какие духовно-моральные ценности вы в нём впитывали?
3.3. Резюмирование проблемы психологом:
«Все мы родом из детства», – эти слова из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери давно стали крылатым выражением. В них заключена истина: всё, что мы берем с собой во взрослую жизнь, обретено в детские годы. Безусловно, в каждом человеке заложен незримый дух родительской семьи, устои которой ребёнок впитывает с самого рождения, даже, как доказывают известные психологи, ещё до рождения, во время внутриутробного развития.
По Фрейду, нашего самовосприятия, мироощущения, отношения к окружающему заложено в область бессознательного. Психика человека формируется ещё во время внутриутробного развития и потом, с момента рождения нет ничего незначительного, что сеет добрые или дурные семена в душу ребёнка. Это и тон общения, принятый в доме между членами семьи, отношения с родными и знакомыми, разговоры, занятия, интересы.
Есть замечательная поэтическая зарисовка, говорят, что это сказал великий мудрец Омар Хаям:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зелёной вязь,
Траву и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Почему так бывает? Почему, глядя на полстакана воды, один скажет, что он наполовину пуст, а другой – наполовину полон? Да потому что наше отношение к жизни, открытость к людям или недоверие, желание делать добро или стремление крушить всё на своём пути – всё это проекция того, что заложено в детстве.
3.4. Обратная связь. Упражнение «Открытый микрофон»
(Родители и психолог делятся впечатлениями и пожеланиями друг другу)