Тамара Сергеева
Консультация для педагогов «Время в этюдах»
▼ Скачать + Заказать документы
ВРЕМЯ В ЭТЮДАХ.
Ни в детских садах, ни в начальной школе развитию чувства времени и пространства практически не уделяют внимания, а ведь это очень важна проблема! Она очень остро встает, например, при подготовке детей к школе, когда они начинают учиться распоряжаться своим временем. У дошколят и младших школьников разные временные режимы, поэтому, нужны определенные механизмы адаптации к новым условиям. Без чувства времени не появятся качества, с первых дней востребованные в школе, - организованность, обязательность, собранность, пунктуальность.
Публикация «Консультация для педагогов „Время в этюдах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Знакомясь с представлениями о частях суток, дети, прежде всего, ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ужинают, ложатся спать. Представления о временах года формируются по мере наблюдения за сезонными явлениями природы.
Затруднения возникают у детей, имеющих задержку психического развития или общее недоразвитие речи. Это происходит вследствие нарушения процессов запоминания, наличия трудностей в установлении причинно-следственных связей, а также недостаточной сформированности (в рамках возраста) словесно-логического и образного мышления. При помощи взрослых ребята наблюдают за изменениями в природе (сменой частей суток, времен года, сравнивают и анализируют их. Для закрепления и расширения полученных знаний используются рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихи. Все стихотворные тексты должны нести максимальную смысловую нагрузку, доступную восприятию и быстрому запоминанию старшими дошкольниками. Такие тексты должны содержать большое количество глаголов, позволяющих логично координировать движение со словом. Подключение движений помогает наглядно демонстрировать сказанное, ритмизирует речь, делает ее более громкой, четкой и эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие и память. Таким образом, слово в сочетании с движением является средством для усвоения старшими дошкольниками временных отношений. Эффективность работы повышается за счет подключения всех анализаторов: слухового, зрительного, двигательно-кинестетического, тактильного. Динамические этюды представляют собой мини-сценки и вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, способствуют развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти, воображения, образного мышления, моторики, координации движений и речи.
На начальных этапах работы с этюдами мобилизуются подражательные способности детей (речевые двигательные, эмоциональные). Ребята вместе с педагогом стоят в кругу. Наглядный показ и многократное повторение текста в сочетании с движением стимулируют ребенка к правильному и естественному подражанию. При необходимости можно оказать индивидуальную помощь, если отдельные элементы движений у некоторых детей не получаются. Нужно учить ребенка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. В этой работе активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные.
В дальнейшей работе с динамическими этюдами можно предложить детям самим подобрать движения, сопровождающие стихотворный текст, окрасить его выразительностью и эмоциональностью речи. Произнести текст так, как его могли бы прочесть грустные, веселые, капризные или недовольные герои. На этапе обобщения и закрепления материала возможно использование педагогом текста со смысловыми ошибками. Например, «…весной год начинается, все снегом покрывается». Будет интересно предложить детям подобрать новую рифму к строчке. Например, «весною продолжается, и солнце улыбается».
ЧАСТИ СУТОК.
Утром солнышко встает, (руки поднимаются вверх и в стороны)
Деток завтракать зовет. (махи ладонями к себе)
Днем ребята занимаются (имитация письма на левой ладони пальцами правой руки).
Обедать собираются (ладонью погладить живот).
Вечером играют, (хлопки).
Ужин ожидают. (ходьба на месте).
Ну, а ночью детвора спит до самого утра (присесть т сложенные ладони приставить к наклоненной голове).
ВРЕМЕНА ГОДА.
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обеих рук обхватывают друг друга)
Эти четыре времени (показать 4 пальца левой руки)
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу)
Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть и одновременно развести руки в стороны).
Весною продолжается, листочки появляются (руки согнуты в локтях, пальцы соединены; немного поднять руки вверх).
Летом солнце греет, а листья зеленеют (руки вытянуть вверх, слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, (руки опустить вниз)
Ветер сорвет ее и по полям развеет (качать руками из стороны в сторону)
А после осени опять (ходьба на месте)
Зима год будет продолжать.
Данный материал можно использовать как самостоятельный этап занятия логопеда, психолога, воспитателя, а также в качестве физминутки. Возможно также применение динамических этюдов в процессе наблюдения за природой.