Елена Тоцкая
Занятие «Воздушные истории» с использованием метода решения противоречий (ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, экспериментально-опытническая, продуктивная, познавательная.
Цель: Формирование познавательной активности через опытническо-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Расширять представления детей о таком природном объекте как воздух.
2. Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значения дыхательной системы.
Публикация «Занятие „Воздушные истории“ с использованием метода решения противоречий (ТРИЗ)» размещена в разделах
3. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Содержание образовательной деятельности.
Ситуативный разговор
1.
-Как вы думает, без чего человек не сможет жить? Ваши доводы и рассуждения (магнитная доска с изображением человека и картинки с изображением того без чего человек не может существовать).
- То, что человек не может обходиться без воздуха, мы убедимся прямо сейчас. Вдохните и задержите воздух в себе. Видите, совсем немного времени вы смогли не дышать.
- Если говорить о свойствах воздуха, какой он? (бесцветный, прозрачный). Попробуйте взвесить его на ладони своей руки (легкий, не весомый).
- Воздух газообразный, состоит из углекислого газа и кислорода, быстро наполняется любым запахом. Игра: «Узнай чем пахнет?» (апельсин, чеснок).
- Воздух может нагреваться (предлагается подставить ладонь к обогревателю) вывод - воздух теплый.
На магнитной доске по мере определения свойства воздуха выкладываются схематические изображения.
- Воздух заполняет всё пространство вокруг нас. Предлагаю убедиться в этом в нашей экспериментально - исследовательской лаборатории. Воспитатель берёт в руки стакан, переворачивает его вверх дном и медленно опускает в ёмкость с водой. Почему в стакане нет воды? Дети делают вывод: воздух не пропускает воду. Воспитатель снова опускает стакан в емкость с водой, держа его не прямо, а немного наклонив. В воде появляются пузырьки. Вывод: воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
- Нам всегда создают праздничное настроение разноцветные мыльные пузыри. Как вы думаете, почему они летают? Что внутри находится? (воздух) Откуда он взялся в мыльных пузырях? Мы наполняем мыльные пузыри воздухом сами. Это говорит о том, что воздух находиться внутри нас. А как воздух попадает в наш организм? (через нос).
2. Нос это не только украшение на лице. Это очень важная часть нашего тала. Это одновременно фильтр: его реснички задерживают пыль, микробы и печка: внутри стенки носа пронизаны мелкими сосудами, по которым течет кровь. Нос это сторож, который чувствует все запахи. И так, первым воздух попадает в нос. И что же дальше? А дальше по большой воздушной трубе он попадает в легкие. Легкие похожи на сказочное «виноградное» дерево с двумя огромными ветками во всю грудь, на них и растут легкие. У человека два легкого - левое и правое. Работу легких можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе и сдуваются при выдохе. Всё вы можете ощутить сами. Лучше это сделать стоя. Вдохните глубоко через нос, чувствуете, как наша грудь поднимается – в ней много воздуха. Теперь выдохните – и легкие как бы сдуваются. Человек не может без воздуха ни минутки. Воздух состоит из нескольких газов. Но для того чтобы легкие работали, нужен не весь воздух, а только его часть. Какая часть? (кислород). Да мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Откуда же дети в воздухе берется кислород? (его выделяют растения). Да ребята, вы правы, зеленые листочки растений – это настоящая фабрика по выработке кислорода. Чистый воздух, насыщенный кислородом сохранят здоровье. К сожалению, человек не всегда об это заботится.
Просмотр слайдов (неблагоприятное влияние на экологию).
Расскажите, что вы видите, и что увиденное влечет за собой?
3. Сегодня по всей стране проводится акция «Чистая планета». В нашей художественной мастерской мы начали работать над рекламным плакатом этой акции. У нас есть свой редактор, главный оформитель, художник. Договоритесь самостоятельно о том, где и как вы будите располагать содержание плаката (дети под музыку оформляют рекламный плакат). Я считаю, что у нас получился яркий, выразительный плакат, но посмотрите на него внимательно, не так всё просто. Не заметили ли вы какие либо противоречия?
ТРИЗ «Метод решения противоречий»
Я вам предлагаю решить эти противоречия в нашем инженерно-конструкторском бюро, создав эскизы усовершенствованных объектов: машин, самолетов, заводов, очистительных сооружений.
Вы нашли интересные решения. Расскажите о них. Думаю, что ваши изобретения должны заинтересовать ученых и экологов.