Римма Наширванова
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
Публикация «Открытое занятие с элементами экспериментирования „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
- развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;.
Предполагаемые итоги реализации занятия :
- умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент;
- расширение знаний детей о воздухе и его признаках;
- развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
- сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;
- научить делать выводы, из полученных результатов.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Словарная работа: Обогащать и активировать словарь детей: лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Методы и приё мы: сюрпризный момент и игровой, словесные указания, художественное слово, отгадывание загадок вопросы к детям, индивидуальное и хоровое проговаривание, поощрение.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля.
Для воспитателя: «Коробка-сюрприз»
Дети входят в зал, становятся полукругом
1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте
2. Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. (Дети на столе видят красивую коробку. Воспитатель обращает внимание на нее.)
Воспитатель:- Ребята, вы любите получать подарки? Карлсон передал вам подарок. Он считает, что в коробке находится самая дорогая и ценная вещь для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке не открывая ее? (Дети пробуют наощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Воспитатель: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Карлсон прислал нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.
I. Опыт: “Что внутри”.
-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
-Его раздуло.
-Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).
-Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)
-В мешке был воздух.
-Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
Вывод: воздух невидимый
II. Опыт: “Определи движение воздуха”.
- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.
- Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …
-Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
+Движение воздуха.
Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.
- А как называется движущийся воздух?
(ветер)
-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.
Вывод: Он прозрачный, невидимый можно почувствовать при его движении
III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.
-Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
-Что получается? Попадает ли вода в стаканчик (ответы детей).
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем «поймать» воздух
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нам поймать воздух и где его хранить? (ответы).
Вывод: многие игрушки: мячи, шары и другие, с которыми мы обычно играем, наполнены воздухом. ( слайд: спасательные круги, мячи, воздушные шары)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть воздух внутри человека? Давайте проверим.
iv. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.
Воспитатель: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
-Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Воспитатель: Потому что воздух легче воды.
-Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
-Зачем же нужен воздух?
- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.
- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
Воспитатель: Потому что растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.
- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
-Ребята давайте подышим носом Отлично.
-Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Источники загрязнения воздуха :
1) машины,
2) заводы и фабрики,
3) пыль, дым.
-Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).
- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Воспитатель: посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,
Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.
-Нужен ли всем воздух? (ответы детей).
Вывод: воздух нужен всем : человеку, животным и растениям.
(воспитатель показывает воздушный шарик)
Воспитатель: Почему он называются воздушными? (ответы детей)
V. Опыт “Надуй шарик”.
Воспитатель: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике
-Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх. Есть шары, на которых можно путешествовать
Воспитатель: Ребята, а как же люди научились использовать воздух?
Мы узнаем, поиграв в игру
( В сундучке лежат иллюстрации и игрушки - предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др.)
Игра «Чудесный сундучок»
Воспитатель: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.
Загадки.
1) Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился (парашют)
2) Маленький, удаленький
Громко кричит. (свисток)
3) Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать -
Станет кверху летать. (мяч)
4) На что взглянет этот глаз -
Всё картинке передаст. (фотоаппарат)
5) Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем, (велосипед)
6) Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)
7) Плывет белый гусь- Брюхо деревянное
Крыло полотняное. (парусник)
8) Без разгона в высь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш военный. (вертолет)
9) Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)
10) Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)
11) Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (ветряная мельница)
12) Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
13) Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди. (Фен)
(Подводятся итоги игры)
Воспитатель: Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы ведь так и не узнали, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, так почему Карлсон думает, что воздух – это самое дорогое и ценное для человека? (Ответы детей).