Светлана Чистякова
Исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух-невидимка»
Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; сформировать представления о движении воздуха; углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов; познакомить с его свойствами формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.
Публикация «Исследовательская деятельность „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Оборудование для педагога: миска с водой, пустой стакан, апельсин, духи, чеснок, отрез тонкой ткани.
Оборудование для детей: пустые стаканы, миски с водой, стаканы с водой, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, листы бумаги по количеству детей.
Вводная часть.
- Ребята, отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
- Вот ещё одна загадка
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
(ответ детей)
- Как вы думаете, для чего нам с вами нужен воздух? (размышления детей)
- Действительно воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
- Давайте проверим сделаем глубокий вдох. и затем выдохнем. А теперь
зажмите нос и рот.
- Как вы себя чувствуем? (ответы детей)
Воздух нам необходим для жизни, а еще он нужен растениями и животным. Поэтому мы должны беречь природу.
- Воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- Можем ли мы увидеть воздух? Поймать воздух? Понюхать? или
почувствовать? (предположения детей.)
- Чтобы узнать ответы на эти вопросы я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями. Давайте вместе исследуем воздух, и постараемся раскрыть его тайны.
Основная часть
- Для того чтобы начать наши исследования нам нужно взять наш объект, но как это сделать (предложения детей)
- Предлагаю вам поймать воздух.
Игра с воздухом «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня отрез тонкой ткани. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать — парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- А теперь давайте пройдём в нашу «Лабораторию» и начнём исследования.
Опыт № 1. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы детей)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы детей) Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете. А потом выпустили его. Значит, воздух никуда ни делся он здесь он вокруг нас.
Опыт № 2. «Воздух внутри нас».
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы детей)
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть — (сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть. (раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую — шар все толще,
Дую — толще, дую — толще.
Вдруг услышал я хлопок — (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
- Можем ли мы почувствовать воздух?
Опыт № 3. «Почувствуй воздух»
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
А теперь возьмите листочек бумаги и подуйте на него. Что с ним происходит? (шевелится, колышется). Как будто от ветра. Давайте сделаем веер. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
- У вас получились очень красивые поделки. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы детей)
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит в природе, когда движется воздух? (ветер)
- А чем пахнет воздух? (предположения детей)
Игра «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, чеснок и т. д.)
- Что вы чувствовали? (ответы детей)
- Вы чувствовали запах того вещества которое я вам предлагала понюхать. Так чем же пахнет воздух? (ответы детей)
Опыт № 4. «Воздух-невидимка»
Воспитатель показывает детям пустой стакан и предлагает детям взять свой стакан и спрашивает, есть ли в нём что-нибудь? Дети исследуют стаканчики, высказывают свои мнения.
-А теперь переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в миску с водой, держать стаканчик нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? А теперь осторожно поднимите стаканчик и проверьте? Почему стакан сухой? (предположения детей)
-В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим потому что он прозрачный, невидимый, а теперь опять опустите стаканчик и немного наклоните его, что происходит? (в воде появились пузыри)
- Откуда они взялись? Вода вытеснила воздух из стаканчика, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Заключительная часть.
Воздух – это то, чем дышим
Через воздух мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял.
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
- Ребята вы сегодня проявили себя как настоящие исследователи, мне очень понравилось с вами работать.
- Какие тайны воздуха нам удалось узнать? (почувствовать воздух нам помог веер, поймали его мы с помощью пакета, найти его у нас внутри помог стаканчик с водой, а увидеть воздух смогли с помощью пустого стаканчика и миски с водой)
- Вам понравились опыты про воздух?
- А кому какой опыт понравился больше всего?
- Ребята вы знаете что в воздух еще можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри