Ольга Яковенко
Занятие для детей средней группы по экологическому воспитанию «Воздух, которым мы дышим»
▼ Скачать + Заказать документы
Воздух, которым мы дышим.
Цель: формировать у детей представление о воздухе как материальной среде. При помощи доступных приёмов показать детям, что воздух есть везде: в воде, в земле, в продуктах, во многих вещах окружающих человека. Рассказать детям о органах, через которые воздух попадает в организм. Рассказать о значении воздуха для жизни, о действиях загрязняющих воздух и о том, что зеленые насаждения его очищают. Формировать основы экологической культуры.
Публикация «Занятие для детей средней группы по экологическому воспитанию „Воздух, которым мы дышим“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: четыре стакана с водой, грудка земли, грудка сахара, тонкие трубочки, пластмассовые весы, два воздушных шара (1 больше, 2 меньше, резиновая игрушка-пищалка, зеркальце, карточки с изображением того, что загрязняет воздух и того что очищает.
Ход занятия:
В. : Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? Правильно, весна. Давайте удобно разместимся на коврике, закроем глаза и представим, что мы в весеннем лесу (Звучит музыка).
Что вы чувствуете, что видите внутренним зрением? (Ответы детей)
А кто из вас смог вспомнить, как дышится в весеннем лесу? (свободно, легко)
А кто скажет почему? (ответы детей)
Да, в лесу много деревьев и кустов, которые очищают воздух. Нет в лесу автомобильных дорог, заводов, которые выбрасывают в воздух дым.
А что нужно делать людям, чтобы воздух был чистым? (дети отвечают, что нужно сажать больше деревьев, кустов, разводить цветы, следить за растениями, оберегать их)
В. : Кто скажет какой он, воздух? (невидимый, прозрачный). Но увидеть его все-таки можно. Хотите увидеть воздух? Тогда проведем несколько опытов.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположены четыре стакана с водой. Подзывает одного из детей и предлагает внимательно изучить и рассмотреть их.
В. : Что ты видишь на стенках? Там маленькие шарики, это воздух, ним дышат в воде КТО? (рыбы, водоросли). Значит воздух в воде есть. А в земле? Давайте, проверим.
Воспитатель подзывает другого ребенка, даёт ему грудку земли, предлагает бросить её в стакан. Из грудки выходят бульбы. Все делают вывод что воздух в земле есть. Им дышат жуки, червяки, кроты, суслики и т. д. Третий ребенок кидает в воду кусочек сахара.
В. : вот видите воздух везде. А в нас самих как вы думаете? Тоже есть? А как это можно проверить? (обращает внимание детей на несколько тонких трубочек (для коктейлей, по желанию дети берут трубочки и дуют через них в четвертый стакан с водою).
Слышен стук, входит Знайка (взрослый в костюме). Он держит в руках два воздушных шара один меньше, другой больше.
Зн. : Добрый день! Извините что побеспокоил, но у меня стряслась беда. Я путешествую на этих воздушных шарах вокруг света. Но из одного шарика воздух чуть-чуть вышел, пришлось мне приземлиться в вашем д/с.
В. : О! У тебя есть воздушные шарики? Очень хорошо, мы с ребятами, как раз беседуем о воздухе. Ты, Знайка, немного погости у нас (предлагает сесть). Ребята, давайте рассмотрим шарики, на которых прилетел наш гость. Как вы думаете, если взвесить эти шары, то они будут одинаковы по весу? (Воспитатель берет пластмассовые веса, кладет на них шары). Почему стрелочка отклонилась в сторну большого шарика? Правильно, этот шар тяжелее, в нем больше воздуха. Воздух имеет вес, а еще он упругий. Посмотрите (воспитатель сжимает и разжимает один из шаров).
А услышать воздух можно? Подайте мне вот этого резинового зайчика. Он пищит, слышите? Это из него выходит воздух.
А как почувствовать воздух? (открыть форточку, подставить лицо ветру). Правильно! А хотите почувствовать воздух прямо сейчас? Поднимите ладонь ко рту и дыхните на неё. Ладонь стала теплой. Вот вы и почувствовали воздух, который был в ваших легких.
Физминутка
Упражнения на дыхание: 1)Вдохнуть полной грудью, потянутся, руки вверх, опустить руки, выдохнуть.
2) Широко развести руки в разные стороны, на вдохе скрестить прямые руки перед грудью.
В. : Воздух нужен нам, чтобы жить! А как он попадает к нам в организм? (ответы детей). Чудесно! Знайка ты что-то хочешь сказать?
Зн. : Я хочу загадать загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Воспитатель раздает детям зеркала, предлагает рассмотреть свои носики. Рассказывает:
Человек вдыхает воздух через ноздри. Оно проходит по каналам в которых множество волосинок, они всё время колышутся, словно трава на лугу в ветряный день. К этим волосинкам, как к клейкой бумаге приклеиваются пылинки, которые попадают в нос вместе с воздухом. Вот почему наш нос называют фильтром, который охраняет организм человека от загрязнения. Внутренние стенки носа покрыты множеством кровеносных сосудов, по которым постоянно циркулирует кровь. Поэтому в наших носиках всегда тепло. Даже морозный воздух успевает там нагреется прежде чем попадет в легкие. А когда на улице жарко, нос наоборот охлаждает воздух. Вот почему нужно дышать носом, а не ртом. Кроме того, наш нос умеет воспринимать запахи: приятные и неприятные. Иногда запахи предупреждают нас об опасности. Например, когда что-то горит или испортилась еда.
В. : Вспомните, чем пахнет на кухне, когда мама печет пирожки? Правда вкусно, так и хочется съесть пирожок. А нравится ли вам запах. Когда в комнате стоит букет цветов? Как вы думаете можно по запаху определить какие цветы украшают комнату? Да, воздух доносит до нас знакомые ароматы роз, ландышей, сирени, и даже если мы не видим цветки, по запаху всегда можно угадать его. А чувствовали ли вы неприятные запахи в воздухе? Вспомните, что может загрязнить воздух. (Дым от заводов, разлитый бензин, газ от машин, краски, лаки, дезодоранты, дым от сигарет).
В. : А сейчас послушайте вот такую историю. Было это осенью. Листья на деревьях засохли и упали на землю. В выходной день мама с Сережей решили убрать во дворе – сгребли старые листья в несколько куч.
- Мама, можно я их подожгу? - спросил Серёжа.
- Ни в коем случае! - сказала мама и объяснила…
Ребята, а вы как думаете почему мама не разрешила Сереже поджечь листья? (ответы детей).
Действительно может случиться пожар, а также когда листья начнут гореть, от них будет идти едкий дым. Он имеет неприятный запах и загрязняет воздух, а это может навредить здоровью детей и взрослых. Запомните: без особой необходимости, нельзя разжигать костры и разводить огонь. Нос человека это фильтр, но с большим количеством загрязненного воздуха он справится не сможет, и когда нос больной, например во время насморка, он тоже не может хорошо работать. Вот почему нужно беречься и стараться не заболеть.
В. : Человек не может жить не дыша. Давайте попробуем закрыть нос пальцами и крепко сжать губы. Долго ли мы пробудем в таком положении? Конечно, нет. А кто скажет, сможем ли мы дышать, если вокруг будет много дыма? (ответы детей).
Так какой воздух необходим для жизни человеку? А кто напомнит: кто и что помогает нам очистить воздух? (деревья, кусты, травы, цветы)
Они поглощают грязный воздух и выделяют чистый. Дождь и снег тоже очищают воздух – прибивают пыль. Людям после этого легко дышится.
Давайте поиграем в игру (Воспитатель раздает детям карточки, предлагает разложить в две дорожки изображения того, что загрязняет воздух и того, что его очищает).
Зн. : Молодцы ребята, оказывается, вы все много знаете о воздухе. Я хочу напомнить вам только несколько правил, которые помогут сохранить здоровье, ведь оно зависит от того, каким воздухом мы дышим.
Правила:
• Нельзя гулять возле автотрассы. Воздух так насыщен выхлопными газами. Гулять нужно в парке, сквере. Полезно гулять в лесу, по берегу водоёма.
• Если в доме печное отопление, нужно следить, ятобы камин был исправен. Угарный газ очень вреден.
• Если во время пикника взрослые разводят огонь, потом его нужно хорошо загасить, чтоб не было пожара и огонь не вредил природе.
• Нельзя находиться в помещении, где есть табачный дым. Он очень опасен для здоровья людей, а для детей и подавно.
• Чтобы воздух в комнате был чистым её нужно проветривать. Протирать пыль влажной тряпкой.
В. : Спасибо тебе, Знайка, за науку, дети хорошо заполнят эти правила. А теперь мы все выйдем на свежий воздух – на прогулку. И поможем тебе надуть шарик, чтобы ты мог продолжать своё путешествие.
Все выходят на прогулку.