Мельникова Лариса Леонидовна
Воспитательный аспект в системе современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитательный аспект в системе современного образования»
Актуальным является воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой знаниями, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению личности ребенка.
Введение
Воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения. Развивающее обучение не может быть не воспитывающим. Воспитывающий аспект должен предусматривать их во взаимодействии, для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности дошкольника. Оно должно быть направлено на воспитание правильного отношения к общечеловеческим и моральным ценностям. Это невозможно без знаний. Воспитание и обучение дополняют друг друга, неразрывно связаны как две стороны единого целого, служат единой цели: всестороннему развитию личности воспитанника, формированию единого образовательного пространства.
Публикация «Воспитательный аспект в системе современного образования» размещена в разделах
Цель: изучить особенности воспитательных аспектов в системе современного образования.
Задачи воспитательной системы - помочь детям на каждом возрастном этапе решить задачи в основных сферах жизнедеятельности:
-сфера познания (информация, знания;)
-сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки;)
-сфера игровой деятельности (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей);
-сфера физического развития (реализация физических возможностей);
-сфера отношений (познай себя, окружающий мир, взаимодействуй с ними).
Методы исследования:
1) наблюдение;
2) педагогическое прогнозирование, в том числе планирование;
3) организации эксперимента, в том числе организации труда, прогулок;
4) формирующего, констатирующего и контролирующего экспериментов, в том числе параллельного и перекрестного;
5) сбора и получения информации, работы с документами, результатами деятельности детей;
6) обработки экспериментальных данных;
7) внедрения результатов исследований в практику.
Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, позволяют достичь главной цели воспитания — формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Актуальность исследования характеризуется многими важными обстоятельствами. Основными из них являются востребованность духовного и нравственного ресурса воспитания и образования, постоянно растущий интерес к истории отечественной культуры. В то же время вызывает серьезную обеспокоенность обострение многих проблем духовной жизни в условиях перемен. Актуальным является снижение нравственности, исчезновение положительных жизненных установок, интереса к национальным истокам.
Общие закономерности воспитательного процесса – это существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.
К общим закономерностям воспитательного процесса относятся следующие закономерности:
1. Воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой. При этом, решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
2. Единство образования и воспитания : образование направленно на формирование общей культуры человека – формируя знания, человек развивается – развиваясь, человек стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь, требуют новых знаний и умений. Воспитание является важнейшей задачей образования.
3. Целостность воспитательного процесса заключается в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека, развитию индивидуальности и социализации личности.
Специфика воспитательного процесса : в содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, ценностей, мотивов, социально-значимых отношений, то есть преобладают аспекты :
-ценностно-ориентационный;
-мотивационный.
Нравственное и патриотическое воспитание является компонентом формирования культуры межнационального общения. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Под патриотизмом понимается любовь к Родине, преданность своему Отечеству. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к родине; современные патриотические мировоззрение, установки и ценности; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная; общественно значимые поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом одновременно проявляется целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его невозможность разграничить в реальной практике на самостоятельные на правления.
На целевом уровне воспитание у детей, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса — успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности, как индивидуальности, как субъекта деятельности.
Выводы: главным воспитательным результатом нужно признать позицию воспитанника как систему его доминирующих ценностно-смысловых отношений к себе, другим людям, миру.