Татьяна Раужина
Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
Радость - если солнце светит,
Если в небе месяц есть,
Сколько радости на свете –
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
Публикация «Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
И. Токмакова.
В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый день мы дышим воздухом, пьём воду, готовим пищу, используем все достижения цивилизации, в основе которых возобновляемые и не возобновляемые природные ископаемые.
Сегодня многие воспринимают природу с экранов телевизоров, домашних животных заменяют электронными игрушками, свежий воздух–освежителями. Многие дети очень агрессивно относятся к животным: бьют их палкой, дергают за хвосты и лапы. А также с опаской, со страхом относятся к насекомым: убивают их, потому что внешний вид насекомых неприятен и малознаком. Ломают ветки деревьев, кустарников.
Можно ли разговаривать с детьми о проблемах, связанных с экологией? Не просто можно – нужно. Чем раньше, тем лучше. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача, которая стоит перед воспитателями и родителями. Хочу отметить, что экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей, их интереса к окружающему миру.
Как же строить работу по воспитанию у дошкольников экологической грамоты? Конечно же на примере природы родного края, своей малой Родины, формируем у детей понимание того, как прекрасна наша земля: реки, леса, горы, озёра – всё это большой дар природы людям. (Читаем рассказы, показываем картинки и небольшие фильмы 5-7 мин., рисуем, делаем поделки из природных материалов);
Всё, что нас окружает, нуждается в заботе. Дошкольники уже вполне способны помогать в уборке территории д/с. Можно провести маленький субботник (10-15 мин.) ( Сделать снимки: как было, как стало). У детей возникает чувство сопричастности к большому и важному делу. Кроме всего прочего - это элементы трудового воспитания.
Природа даёт нам всё, чем мы пользуемся. Можно провести занятие на тему: «Откуда к нам «пришла» пластиковая бутылка?» Это занимательный рассказ с демонстрацией наглядных фото и видеоматериалов. Важно подчеркнуть необходимость утилизации использованных бутылок, бумаг, пищевых отходов. Потому что из отходов можно произвести новые вещи.
Занимательная математика. На примере сравнения (пр. картинка: джинсы= бочка в 1000 л воды) можно показать, как природа помогает человеку одеться и обуться, испечь хлеб и накормить всех вкусной едой. Объяснить детям, что мы не можем обойтись без природы, а значит должны беречь и охранять её.
Важное значение в деятельности воспитателя занимают дидактические игры: лото «Грибы», «Ягоды», «Чьи следы?», «Живые цепочки», «Лягушата», Одуванчик» и т. д. В играх дети закрепляют знания, активизируют умственные процессы, учатся вместе играть. Незабываемые впечатления остаются у детей после экскурсий в природу. Во время таких экскурсий обратите внимание детей на пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя экологические проблемы, сопереживать и размышлять, используйте экологические сказки или тематические игры (за основу можно взять сказку Сутеева «Теремок», связанные с расширением знаний о животном мире. Именно животные, живущие рядом с человеком, пострадали от его деятельности больше всего. В этой связи необходимо формировать навыки правильного обращения с животными, в том числе и домашними. Объяснять, каким образом человек, животные, растения взаимодействуют друг с другом. Важно делать это на постоянной основе, совмещая с другими занятиями. Проявлять комплексный подход в деле воспитания с самого раннего возраста. В настоящее время,благодаря телевидению, компьютеру и книгам, наши дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед нами встает нелегкая задача настроить образовательную деятельность таким образом, чтобы,с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. На прогулках дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц, насекомых, бережней относится к растениям. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. В работе по экологическому образованию с дошкольниками очень важно использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобретательской деятельности, игры, литературы, а также применение разнообразных методов и приемов.
Хочется отметить, что навыки экологической грамотности у детей нужно формировать вместе с родителями. Ни для кого не секрет: дети учатся и хорошему, и плохому у родителей. Только ответственное отношение к природопользованию позволит человеку продлить жизнь на нашей прекрасной планете.