Филаретова Оксана Александровна
Воспитание уважительного отношения к окружающим (взрослым и сверстникам) с помощью речи у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С хорошими манерами не рождаются, их, как правило, приобретают в детские годы. В. А. Сухомлинский говорил: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.
Публикация «Воспитание уважительного отношения к окружающим (взрослым и сверстникам) с помощью речи у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Взрослый (педагоги, родители) помогает детям познать правила жизни в обществе, расширяет их кругозор, вместе с ними взаимодействующий в человеческом социуме. Главное в этом общении - не передать ребенку определенный набор знаний, а подтолкнуть детей к самостоятельному приобретению и применению хороших манер в различных жизненных ситуациях.
Достижение этой цели включает в себя решение ряда задач:
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом;
- формирование умения договариваться, помогать друг другу;
- воспитание уважительного отношения к окружающим;
- формирование привычки не вмешиваться в разговор взрослых, слушать собеседника и без надобности не перебивать;
- воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям, желание помогать им;
- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм;
- формирование умения спокойно отстаивать свое мнение;
- развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
- обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Решение задач по воспитанию уважительного отношения к окружающим (взрослым и сверстникам) может быть организовано не только на специальных занятиях- беседах, но и проводиться ситуативно (решение стихийно возникших ситуаций)
Каким же образом можно приобщать детей к культурному и нравственному поведению с помощью речи?
Личным примером педагога.
Вежливое уважительное обращение педагогов к родителям, детям, сотрудникам детского сада становится примером для подражания.
* С входящим в группу сотрудниками учим детей приветствовать (здороваться, прощаться) или обращаться к ним по имени отчеству.
* Давая поручение ребенку, педагог может предложить речевой образец.
Например: Светлана Евгеньевна, дайте мне пожалуйста… Это нужно для… или Светлана Евгеньевна, Елена Ивановна (Александра Валерьевна) просила вам передать… и т. д. Эти поручения могут направлены на общение со взрослым или сверстниками
Специально организованные беседы на занятиях воспитывающее уважительное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам) выраженные в речевом плане (образце)
Например: Перед новым годом мы учили составлять праздничное поздравление родным используя ситуацию «Поздравь с новым годом родных по телефону» .Эта ситуация позволила увидеть (закрепить и применить на практике) разнообразие форм обращений.
Решая вопросы речевого общения по лексических темах мы разыгрываем различные ситуации:
* Игра «Магазин»- форма обращения к продавцу; (темы: «Овощи и Фрукты», «Одежда, «Мебель» и др…
* Игра «Доктор Айболит»- вызов врача по телефону с озвучиванием проблемы, называние частей тела животных (тема : «Домашние животные» и Т. Д. Такие игровые ситуации дети переносят в самостоятельно организованные сюжетно – ролевые игры.
Художественные произведения.
С правилами уважительного отношения к окружающим дети знакомятся через чтение и обсуждение произведений художественной литературы.
Изучая художественные произведения, такие как, А. Барто «В театре», А. Кондратьев «Приветствие», В. Татаринова «Лидочка», С. Маршак «В гостях», С. Михалков «Телефон».
Валентина Осеева написала несколько рассказов о проблемах взаимоотношений детей и взрослых. : «Волшебного слова», рассказ «Сыновья», в котором матери выясняли, чей же сын лучше. Им оказался не тот, кто силен и ловок, и не тот, который пел, как соловей, а тот, кто пожалел мать и помог донести ей тяжелые ведра. В рассказе «Печенье» говорится о материнской любви и эгоизме детей. Рассказ «Просто старушка» учит помогать не только близким людям, но и незнакомым, которые тоже нуждаются в помощи и заботе.
Сказка Агнии Барто «Медвежонок – невежа». Книга имеет два адресата: детям автор с юмором показывает невоспитанность медвежонка, а взрослым – ошибки в воспитании.
Сказка М. Пляцковский «Как ослик учился уважать старших» по-своему раскрывает тему уважения к старшим. Слушая сказку, ребенок соотносит себя с главным героем – осликом Алфавитом, на которого рассердилась бабушка, и который отправился учиться уважать старших. Алфавит узнает о правилах поведения и пытается их применить на практике, но все равно попадает впросак.
Читая художественные произведениями мы можем познакомить детей с историей возникновения того или иного правила, словесного выражения, традиций, а затем, стараемся применять их в повседневной жизни.
С большим интересом ребята пытаются раскрыть смысл (значение) пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «На сердитых воду возят», «Одно дело делаешь, другое не порть» и радуются, если их предположение совпадает с объяснением воспитателя.
Мы регулярно вносим новые художественные произведения в нашу библиотечку. Стараемся чтобы, чтобы дети не просто слушали произведения, но и находили для себя что-то, что положительно влияло бы на их речь.
Тренинги и игры.
Постигая нормы и правила взаимоотношений с окружающими, дети применяют их на практике. Взрослые для этого предлагают детям разные игры и небольшие тренинги, способствующие формированию практических умений культурного общения.
Тренинг «Сбор улыбок». Известно, что «Вежливые слова» вызывают на лице собеседника улыбку. Учим вежливые слова произносить с доброжелательной интонацией, глядя в глаза собеседнику и называться только с именем собеседника.
Мы пытаемся научить детей видеть хорошие качества близких. Для этого используем игру «Ласковые слова». Стоя в кругу, дети передают через прикосновение ладоней друг другу хорошее настроение. Каждый называет хорошие качества своего товарища, стоящего рядом с ним. например, «Олег хороший друг: он очень добрый. Яся знает много игр. Вика делится игрушками, может помочь в трудных ситуациях».
Развивать свои интересы, взгляды, связанные с культурой общения детям помогают словесные упражнения:
* придумывание различных вариантов последствий одного и того же поступка,
* проигрывание проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил, если…», «Давай помиримся!», «Расскажи о своем друге».
Создание собственных ритуалов и традиций.
Важно подвести детей к созданию собственных ритуалов, традиций.
Например, «Добрые слова», «Комплименты» «Передай по цепочке» взгляд, ласковое прикосновение, улыбку, сладкий сюрприз.
Сюжетно-ролевые игры.
Закрепление с детьми речевых форм этикетного общения ежедневно происходит в сюжетных играх, дидактических играх и упражнениях, решении проблемных вопросов в специально созданных социальных ситуациях, которые предполагают повторение этических правил в сюжетно-ролевых играх., театральных играх: драматизациях, инсценировках, речевых упражнениях, беседах, играх – воображениях.
Например : Игровые упражнения:, «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.
Заключение.
Образец поведения взрослых (личный пример, расширение кругозора, усвоения «правил жизни в обществе» подталкивают детей к самостоятельному приобретению и применению хороших манер в различных жизненных ситуациях.