МААМ-картинки

Воспитание ребёнка-дошкольника в поликультурной образовательной среде

Сафошкина Марина
Воспитание ребёнка-дошкольника в поликультурной образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание ребёнка-дошкольника

в поликультурной образовательной среде»

Автор: Сафошкина Марина Владимировна

Перестройка всех сфер жизни современного российского общества определила основную цель учебно-воспитательной деятельности - подготовку подрастающего поколения для жизни в демократическом многонациональном поликультурном обществе. В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия наряду с развитием собственной национальной культуры, ставится задача формирования умения общаться с людьми разных национальностей, понимать, ценить и уважать своеобразие других культур. [2]

Публикация «Воспитание ребёнка-дошкольника в поликультурной образовательной среде» размещена в разделах

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Воспитание дошкольников в условиях многоязычия стало одной из актуальных проблем в ДОУ. Вполне возможна такая семейная ситуация, когда до школы жизнь ребёнка протекает внутри своей культуры. Поскольку окружение часто враждебно настроено к «пришлому элементу», естественно желание родителей защитить детей от отрицательных переживаний, от контактов с окружением, которые могут нанести им психологическую травму. Поэтому важнейшим направлением работы всех дошкольных учреждений является ознакомление и русских, и представителей иных этноязыковых групп со всем разнообразием возможных вариантов жизненного уклада, воспитание толерантности, любознательности, а также развитие различных форм сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным ценностям. Без знания того, что происходит в окружении, у детей (да и у взрослых тоже) воспитывается страх и недоверие, агрессивность, нежелание вникать в проблемы того, кто выглядит иначе и говорит на ином языке. [1]

Если ребёнок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, где могут быть иные традиции воспитания, общения, питания, поведения, то он испытывает определённые трудности. И связаны они не только с тем, что он не умеет говорить по-русски и не понимает обращённой к нему речи, но и с иными культурными установками, полученными в семье, отсутствием опыта проживания в русской культурно-языковой среде. Если учесть, что для дошкольника прежде всего важна первичная социализация в своей семье, создающая тёплые и надежные связи с ближайшим окружением, а для дошкольника – вхождение в общество, вторичная социализация, овладение культурами и языками, в рамках которых будет проходить его дальнейшая жизнь, то переход от одного к другому может быть тяжёлым, болезненным, даже трагическим. Облегчить задачу вхождения в жизнь большинства, не забывая о поддержке и сохранении первого родного языка и представленной в семье культуры – сложная, многосторонняя задача, решение которой может занять многие годы. [2]

Геолингвистическая ситуация в последнее время существенно меняется. Мир вступил в эпоху билингвизма, когда каждому человеку необходимо владеть минимум двумя языковыми системами - системой родного языка и системой какого-либо еще иностранного языка, так как в третьем тысячелетии становится очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Поэтому изучение живого языка как средства общения невозможно без одновременного изучения культуры того народа, который говорит на этом языке. Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка побудила уделить более пристальное внимание проблеме поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе билингвального образования, поскольку отсутствуют научные психолого-педагогические рекомендации по поликультурному воспитанию в процессе овладения дошкольниками более чем одной языковой системой, представленное в литературе содержание билингвального образования недостаточно соотнесено с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, недостаточен уровень готовности специалистов, чтобы обеспечить данный процесс. [4]

Поликультурное воспитание - явление относительно новое для России.

Однако в этой области педагогики недостаточно разработана педагогическая проблема связи образования и воспитания, в том числе формирования поликультурной личности дошкольника средствами национальной культуры. Недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы приводит к тому, что многие дошкольные учреждения проводят работу по поликультурному воспитанию интуитивно. Отсутствие педагогических, психологических рекомендаций для реализации поликультурного воспитания в процессе билингвального образования, их недостаточное соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста, отсутствие профессиональной подготовки специалистов в этой области свидетельствуют о том, что современное поликультурное общество нуждается в разработке научно-методических основ педагогики поликультурности и толерантности.

Таким образом, выявляются следующие противоречия:

- между заказом общества на поликультурное воспитание подрастающего поколения и реальным состоянием обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

- между необходимостью реализации поликультурного подхода в процессе образования и недостаточной изученностью этой проблемы в педагогической науке;

- между потребностью образования в научно-обоснованной системе поликультурного воспитания с включением обучения второму (неродному) языку и недостаточной разработанностью методик поликультурного воспитания в условиях билингвального образования. [1]

Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предполагая межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, равенства и достоинства, противостоит дискриминации и национализму. Вместе с тем, поликультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение культурно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Основной целью поликультурного воспитания является устранение противоречий между системами и нормами воспитания доминирующих наций и этнических меньшинств. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу, отказ этнического большинства от культурной монополии. Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей является главной особенностью. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях интеграции, устранять противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу. [3]

Таким образом, поликультурное воспитание соотносится с типом поведения, называемого межнациональным согласием, основанного на субъектно-субъектных отношениях, когда каждый из общающихся сторон признает друг с другом статус субъекта, без каких-либо ограничений и условий, и на этой основе, они внутренне принимают общий проект взаимного события, содеятельности, сообщения как результат добровольного согласования индивидуальных проектов каждого.

Межнациональное согласие предполагает наличие общих мировоззренческих оснований, общности исторических судеб, совпадение интересов, ведущих к межэтнической толерантности. В этом смысле, терпимость является непременным атрибутом согласия, важнейшим качеством коммуникативной способности этнических субъектов, заключающейся в освобождении людей от страха быть порабощенными, потерять свое собственное этническое Я, оказаться объектом насилия со стороны более сильного и могущественного этноса. [2]

В плане единения народов в новое сообщество важное место занимает формирование у людей чувства патриотизма. На самом деле все обстоит гораздо сложнее и проблема формирования и воспитания является одной из трудных идеологических задач требующих своего разрешения.

Чувство патриотизма должно быть тесно взаимосвязано и с чувством гражданской ответственности, гражданского долга перед своей страной. К сожалению, социально-политическая обстановка в нашей стране показывает на отсутствие данных качеств у многих граждан страны. Поэтому данному принципу национальной идеологии, т. е. принципу патриотизма и высокой гражданской ответственности уделяется особое внимание в государственной политике.

Поскольку не все родители знают русский язык и не могут помочь детям в его изучении, было бы ошибкой считать, что нашей задачей является отрыв ребёнка от семьи и погружение в доминирующую русскую среду. Интересы семьи для дошкольника должны быть на первом месте хотя бы потому, что порог развития первого языка определяет и степень совершенства второго. Уважение к самому себе, своему происхождению, родине предков, стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру не должны вступать в противоречие с получением полноценного образования на русском языке. Если происходит отказ от своих корней, вырастает полуязычный (не владеющий в должной мере ни одним языком, социально опасный, не контролирующий своё поведение человек, ведущий маргинальный образ жизни. В связи с этим стоит задача воспитания двуязычной и поликультурной личности, одинаково хорошо знающей и понимающей, по крайней мере, два языка и две культуры. Чем больше детей вырастает в таких этнических семьях, тем тщательнее следует заниматься организацией их жизнедеятельности, помогать и семьям, и обществу не вступать в конфликт друг с другом, а мирно сосуществовать, обогащая свою жизнь культурным разнообразием. [3]

По моему мнению, поликультурное воспитание ребёнка-дошкольника - это целенаправленный гуманистический процесс освоения культурообразовательных ценностей, предусматривающий развитие навыков межличностного взаимодействия в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям. Проблема поликультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровнях не только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию. Вот почему разработка содержательных характеристик данного педагогического феномена приобретает сегодня особую значимость, что предусматривает обоснование функций поликультурного образовательного пространства, разработку психолого-педагогических основ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов МБДОУ.

На сегодняшний день развитие инфраструктуры иноязычного общения связано с проживанием в городах диаспор, каждая из которых насчитывает от нескольких десятков до нескольких миллионов лиц. Наш детский сад в настоящее время посещают детей различных национальностей (армяне, представители Киргизии, азербайджанцы). Наблюдая за поведением и отношением детей своей группы, я пришла к следующим выводам. [2]

Особенности поведения детей в непривычных условиях, без общего языка со сверстниками создают особые отношения внутри группы. Отношение детей к представителям иной национальности изначально толерантное. Они воспринимают инаковость другого как должное, само собой разумеющееся явление. Младшие дошкольники даже не замечают особенностей акцентного произношения и грамматических неправильностей, однако дети старшего дошкольного возраста могут передразнивать или беззлобно копировать произношение нерусских детей. На отношении русских детей к нерусским сказывается позиция взрослых: если взрослый подчеркивает нетипичность поведения ребенка с иным языком, все время выделяет его, дети также начинают обращать на него внимание, а если этого не происходит, относятся безразлично.

Большую роль в воспитании ребёнка-дошкольника играет участие его родителей в адаптации ребёнка в русский детский сад. Родители наших детей принимают активное участие в организации мероприятий, детских утренников, т. е. заинтересованы в подготовке ребёнка к поступлению в русскую школу. Родители хотят, чтобы дети ещё с дошкольного возраста начали говорить на русском в силу различных причин: возможность получения образования в России; вероятность занять более высокое положение в обществе; вступить в контакт с иностранцами, не владеющими национальным языком; облегчение миграции; историческое наследие семьи; любовь к русской культуре и т. д.

Опыт по приобщению к культуре большинства и сохранению культуры меньшинства накоплен в самых разных странах. Весь современный мир впитывает в себя и перерабатывает самые разные культуры и убеждения. [3]

Литература:

1. Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры» — М. : 1995, — 224 с.

2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту : План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность - это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.

Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в семье» У каждой семьи - своя история. Существует много семей неполных, которые возникают в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным.

Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Информационные таблички для родителей в образовательной средеИнформационные таблички для родителей в образовательной среде Вот такие таблички, необходимые и незаменимые были "внедрены и апробированы" в нашей группе Как же быть родителям, которые неожиданно.

О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника.О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка»Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка» Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги: Л. И. Адаменко, Н. А. Кочкина, О. И. Сенько, А. Н. Чернышева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание ребёнка-дошкольника в поликультурной образовательной среде
Опубликовано: 25 мая 2022 в 21:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание ребёнка-дошкольника в поликультурной образовательной среде» (включая файлы) размещена пользователем Сафошкина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД