Светлана Устинова
Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры
▼ Скачать +Заказ
Во все времена люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с тремя положениями: во-первых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка; во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей; в- третьих, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры» размещена в разделах
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены в плане обновления содержания.
Из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Педагогами была предпринята попытка восполнить этот пробел. Её результатом стала программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Целями и задачами данной программы являются:
- знакомство с социокультурными категориями и дальнейшее их наполнение;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- развитие умения общаться друг с другом;
- формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- развитие основы самоутверждения;
- воспитание уважения к людям труда;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Для программы, разработанной педагогами, были выбраны следующие приоритеты.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть русского народа.
2. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В УНТ сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях УНТ занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
В ходе своей работы мы тоже знакомим детей с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Нашим воспитанникам предоставляются рассказы об устройстве жилья, предметах домашнего обихода, особенностях одежды. Дети имеют представление о русских обычаях, традициях, праздниках, игрищах и забавах, а также знакомятся с историческими ремёслами на Руси, с развитием труда человека, профессиями, с народным творчеством.
В связи с этим в группе создана уголок декоративно-прикладного искусства, где можно наблюдать изделия, предназначенные для быта.
Особое место отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков.
У каждого воспитанника имеется свой альбом «Моя первая книга», где ребёнок имеет возможность материализовать полученный им опыт с помощью приёмов изобразительной деятельности (рисование, раскрашивание, составление аппликаций).
Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется в связи с разнообразными видами деятельности, например, игрой.
Игра выступает как средство формирования у ребёнка отношения к себе, другим людям, социальной традиции, что выдвигает на первый план её воспитательный аспект.
Игра является необходимым компонентом каждого занятия. В зависимости от цели занятия игра проводится в его начале, в середине или конце. Род занятий предполагает выход в самостоятельную игровую деятельность (например, игра в «Семью», «Мы – архитекторы», «Строим дом», «Угостим куклу чаем»). Использование на занятиях игр позволяет актуализировать имеющийся у детей опыт, способствует освоению вновь приобретаемого опыта и обеспечивает развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Существенной особенностью воспитательной программы является участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В уголке для родителей имеется наглядный материал. Здесь они могут наблюдать, какие знания получает их ребёнок. Также родители по мере необходимости получают устные консультации. Большую помощь оказывают родители в подготовке занятий. Они изготавливают поделки, альбомы, организуют видеосъёмки.
С целью выявления знаний у дошкольников в начале и в конце года нами проводится диагностика, в которую были включены такие параметры, как:
- познавательный интерес;
- речевая активность;
- коммуникативные проявления;
- нравственные качества;
- эмоциональный настрой.
Результатами нашей работы стали:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию);
- развитие управленческих навыков (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объёма высказываний);
- развитие мотивации к общению;
- создание предпосылок для успешной адаптации ребёнка в начальной школе.