Екатерина Грачева
Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с историей быта русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Поэтому, в соответствии с требованием ФГОС ДО, работа воспитателя в ДОО должна быть направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Необходимо донести до ребенка, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. [2; 24]
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с историей быта русского народа» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины – родного города. Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам если не знаешь своих корней и традиций своего народа. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, краем. [2; 27]
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну. [1; 14]
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. Большая работа проводится в этом направлении в детском саду. Вместе с родителями пополняются мини-музеи: «Русская изба», «Русская народная игрушка». Экспонаты подбирали из личных коллекций семей или же делали своими руками. Родители и дети принимали активное участие. Благодаря такому наглядному материалу осуществляется обогащение словарного запаса: серп, косить, прялка, рубаха, лапти, гребень, кушак и т. д. Знакомство проходит наглядно, на основе яркого и колоритного материала, что позволяет не просто познакомиться со словом, но и попробовать применить его в жизни.
Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение. [3; 12] Мы, педагоги, продолжаем эту традицию. Прививаем любовь к Отечеству, родному языку, бережному отношению к природе.
В процессе общения с воспитанниками включаем в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.
Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников – календарных и христианских. [3; 8]
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. [3; 84]
Народным праздникам у нас уделяется большое внимание. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность.
На Рождество мы разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем для них представления и рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.
Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами.
Праздник Пасхи проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.
Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, театрализованных представлений. Таким образом, такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: сформированы первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки); у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях (доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге).
Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение : свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомим со взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Стараемся донести до ребенка, что все они делают так, чтобы наш город становился красивее, чтобы людям в них жилось лучше. Знакомим детей с историей города. Проводя экскурсии по улицам, мы знакомим их с достопримечательностями города, названиями улиц. Результатами таких встреч являются выставки рисунков «Улица, где я живу», фотовыставка «Наш город».
Традицией нашего сада стало сотрудничество с литературным музеем, где их знакомят с творчеством в том числе и арзамасских писателей.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список используемой литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ. 2005. -256 с.
3. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитаниедетей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?». Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с