Любовь Пеховкина
Воспитание навыков учебной деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание навыков учебной деятельности у дошкольников»
Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида№ 36
Пеховкина Любовь Анатольевна
Ребенок пяти – шести лет, он уже много знает, много умеет. Может, игра ему не нужна? Игра старшему дошкольнику очень нужна, хотя нужно переходить уже к более серьезным занятиям. И очень нужно, что бы взрослые время от времени поиграли с ним.
Публикация «Воспитание навыков учебной деятельности у дошкольников» размещена в разделах
Правда при переходе ребенка из детского сада в школу игра занимает меньше время в его жизни, но все равно необходима ему для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, наконец, общения со сверстниками.
Как же играют дети старшего дошкольного возраста? У них возникает игра – фантазирование, режиссерская игра, различного рода игры с правилами.
Изменяется характер ролевой игры. Не просто назвать себя, успешно обозначить свою роль, а уподобиться образу, максимально приблизиться к нему хотя бы внешне. Вот что становится очень важным. Подчас до самой игры дело не доходит. Можно сказать, возникает особая игра. Девочки решившие играть в принцесс, могут долго прикладывать к нему себе шлейф из покрывала, примерять мамины бусы и т. п. Не чужды такой игры и мальчики и девочки, для которых могут стать притягательными предметами: папина шляпа, офицерская фуражка или ремень, старые погоны и тому подобное, надев их можно вообразить себя кем то другим. Раньше их радовала любая новая игрушка, то теперь они просят родителей купить именно ту, которая нужна для игры. Точно также отличается стремление к новому оборудованию дома для маленьких кукол у девочек (расставляется кухонная мебель, подбираются соответствующие лоскутки, для украшения кукольной комнаты и тому подобное). Такое предметное оформление игрового мира, часто оказывается и в центре совместной игры детей. В этом отношении игра, как деятельность, смысл которой лежит для ребенка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, изготовление недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру.
Игра с правилами включает в себя различные темы; она может быть подвижной, словесной, настольной. Еще одной отличительной чертой игры с правилами является то, что она носит соревновательный характер и в нее нельзя играть одному. Ребенку здесь обязательно нужны партнеры, - сверстники или взрослые. Игры для детей старшего дошкольного возраста имеет чрезвычайно разнообразные формы.
Если это так, встает вопрос: нужно ли взрослым подключаться к игре ребенка, и если нужно, как это делать?
Помощь взрослого дошкольнику должна осуществляться в основном в двух направлениях. Во-первых, в направлении развития фантазии, воображения в сюжетно-ролевой игре. По сути надо научить ребенка строить игровой замысел средствами его реализации – игровыми действиями и ролевым поведением он уже овладел раньше. Во-вторых, в направлении развития произвольности поведения в игре с правилами (умение вести себя соответственно правилам игры, контролировать свои действия и действия партнера).
Родителей, ребенок которых скоро пойдет в школу, всегда волнует вопрос: А справится ли их малыш с новыми требованиями? Ведь пока он играет, а в школе ему придется много настойчиво работать. Как же сделать переход в школу менее резким, менее болезненным?
На помощь прейдет игра. В игре можно развивать внимание и память, наблюдательность и усидчивость. Игры на внимание: «Не пропусти ни слова», «Узнай по звуку», «Дополни слово», «Используй каждое мгновение» и так далее. Школа не только предъявляет большие требования к развитию внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности ребенка. В школе нужно подчиняться некоторым простым правилам поведения и работы: школьнику нельзя отвлекаться от занятий, он должен приучаться к сдержанности, усидчивости, сообразительности. Какое неприятное впечатление производит на нас расхлябанность и недисциплинированность ребят. Как подготовить будущего школьника к новым для него требованиям? Опять к нам на помощь приходит игра. Нетрудно убедиться, что в игре ребенок значительно легче подчиняется правилам. Его трудно заставить сидеть за столом не мешая другим. Он то и дело отвлекается, задает вопросы и так далее. Если же ему надо сидеть тихо в игре, то он это делает без большого усилия и на протяжении более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не навязано ему, оно является его собственным правилом.
Дети любят играть в школу. Урок начинается и кончается звонком. К «уроку» по заданию ведущего «учителя», дети должны подготовить все необходимое, должны встать, когда входит учитель, если надо что-то сказать, надо поднять руку.
Провести такие игры: «Соедини части», «Запомни рисунок» и другие. Играя с ребенком вы готовите его к школе, развиваете сдержанность, внимание, усидчивость, сообразительность и многие другие качества, нужные школьнику.