Вера Малова
Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитание мужества»
▼ Скачать + Заказать документы
Сопроводительный текст
Слайд 2
Актуальность темы
Воспитание патриотов - актуальная задача нашего времени, когда всё настойчивее навязываются детям и подросткам чуждые русскому народу «ценности», несущие в себе нравственное разложение и бездуховность.
Публикация «Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников „Воспитание мужества“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс приобщения их к традиционной отечественной культуре, неотделимой частью которой является историческая память о людях, прославивших Россию мужеством, героизмом, верностью. Народные исторические идеалы и духовные устремления ярко воплощены в образах богатырей, поэтому я и выбрала героические былины как средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Слайд 3
Цель моей работы – познакомить старших дошкольников с русскими героическими былинами и добиться того, чтобы образы богатырей – защитников стали привлекательными для детей и вызвали бы желание им подражать.
Задачи:
Продолжать приобщение детей к русской народной культуре.
В интересной, доступной форме проанализировать характеры и поведение героев былин.
Развивать творческие способности путем театрализованной деятельности при инсценировании отрывков из богатырских сказок.
Слайд 4
Духовно-патриотическое воспитание – одно из важных направлений работы нашего детского сада и кружка «Теплая избушка», руководителем которого я являюсь вот уже более пятнадцати лет.
Развиваясь, ребенок утверждает себя на основе тех примеров, которые его особенно впечатляют. Русские героические былины, песни, пословицы на эту тему – настоящее сокровище! Дошкольники с восторгом слушают адаптированные к детскому восприятию богатырские сказки, участвуют в инсценировке фрагментов былин, запоминают имена своих славных предков, отражают свои впечатления в рисунках и играх, примеряют доспехи, проникаются уважением к прошлому Родины, а мы стараемся наполнить это слово содержанием, сформированным многовековой культурной традицией России, позволяющей воспитывать детей патриотами.
Слайд 5
Чтобы сделать процесс более интересным, я изготовила куклы-образы русских богатырей, чтобы с помощью кукол внести в рассказ элементы театрализации. Кроме этого, накоплена подборка иллюстраций, открыток, книг, макетов, костюмов, бутафории.
Слайд 6
Знакомство с богатырским эпосом мы обычно начинаем с былин об Илье Муромце, его чудесном исцелении и славных подвигах. Детей впечатляет, что Илья – реальная личность. Получив огромную силу, он направил ее на службу Родине.
Слайд 7
Человек простого крестьянского рода, Илья совершает много подвигов во имя добра и становится старшим командиром в дружине киевского князя.
Слайд 8
Рассказывая о Добрыне Никитиче, делаю акцент на характере его матери, мужественно отправляющей горячо любимого сына-богатыря на битву, помогающей ему своей беззаветной любовью победить врага.
Слайд 9
Любимица девочек - Настасья Микулишна. Как и ее сестра Василиса, она не сробеет в битве. Но при всем уважении к мужеству женщины, участвующей в боях, я стараюсь раскрыть и другое ее предназначение: женщина хранит семью, воспитывает детей, бережет любовь и верность. Без них героям нечего и некого было бы защищать.
Слайд 10
Рассказывая о битве Алеши Поповича с Тугарином, всегда напоминаю детям пословицы о солдатской смекалке, ведь именно смекалкой и военными хитростями отличался этот богатырь. Уместно проверить и ребячью смекалку, задав им «хитрые» вопросы или предложив решить «очень трудную» боевую тактическую задачу.
Слайд 11
Мнения ребят на тему – что труднее и важнее: хлеб растить или с врагами сражаться – обычно разделяются. Важно, чтобы дети поняли, что нужно уважать и ратный труд, и мирный, что, как сказал поэт, «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
Слайд 12
Былину о Сухмане дети слушают с волнением и глубоким сочувствием. Конец былины я рассказываю иначе, не позволяя оскорбленному и обиженному Сухману умереть по собственной воле. Сухман в моем пересказе соглашается остаться в дружине князя, ведь богатырская дружба и служба Отечеству выше личных обид, какими бы горькими они ни были.
Слайд 13
Трогательное и отважное заступничество богатыря Хотена за свою матушку понятно детям. Они «болеют» за него, когда ему трижды приходится сражаться за свою и материнскую честь, возмущаются дерзостью девицы Чейны, насмехающейся над его раной, полученной в бою, ставящей ему в упрек то, что богатство свое он потратил, чтобы выкупить пленных. Попутно беседуем об уважительном отношении к ветеранам, получившим на войне раны и увечья, не жалея себя, защищая Родину.
Слайд 14
Михайло Данилович – богатырь-мальчик, и этим он особенно близок детям, с волнением слушающим былину о нем, заменившем на воинской службе состарившегося отца, ставшего монахом. Трогательные отношения отца и сына, чудесное спасение мальчика от плена и позора, детская отвага юного богатыря – все это вызывает бурный эмоциональный отклик. Часто дети мысленно ставят себя на место Михайлы и радуются его победе как своей. Рассказывая эту былину, обращаю внимание детей, что юного Михайлу уважительно называют по имени-отчеству, а это надо заслужить.
Слайд 15
Широко известны слова, которыми заканчивается былина о князе Романе. Их, как и некоторые пословицы, можно приводить после каждой былины. Дети запоминают и охотно повторяют их, проникаясь гордостью за своих предков, отстоявших для нас родную землю от вражеских полчищ. А это – путь воспитания того, что зовется русским духом.
Сказки и былины мы читали в детстве
О героях русских и богатырях.
Слава наших предков - главное наследство,
То, что не растрачено в веках!
И его хранили и приумножали
Поколенья наших дедов и отцов,
И пред русским духом в страхе отступали
Полчища и происки врагов.
Слайд 16
Вот эти пословицы.
Слайд 17
У русского духа великая сила,
А тайна его проста:
И Жизнь за Россию, и смерть за Россию
За веру в Христа!
Слайд 18
Мы не раз вспоминаем былинных богатырей, листая страницы русской истории.
Александр Невский, побеждавший войско, в десятки раз превосходившее его дружину, и сказавший знаменитую фразу: «Не в силе Бог, а в правде»…
Слайд 19
ЕвпатийКоловрат, «с малою дружиною» бросившийся за неисчислимым войском и вошедший в историю небывалым мужеством и бесстрашием…
Слайд 20
Александр Пересвет, Дмитрий Донской и другие герои Куликовской битвы…
Слайд 21
Это и «могучее, лихое племя» времен Бородина…
Слайд 22
Это и герои Великой Отечественной, не посрамившие воинских традиций дедов и прадедов, а приумножившие их.
Слайд 23
Всем запомнился праздник, посвященный героям войны 1812 года. Песни, стихи, инсценировки (бал, прерванный сообщением о нападении французов; Василиса Кожина создает партизанский отряд, военный совет в Филях, слайдовый ряд – всё это создало неповторимое чувство приобщения к истории Родины, сопереживания ее нелегкой судьбе.
Слайд 24-25
В процессе подготовки к празднику мы познакомились с некоторыми фольклорными «жемчужинами» - например, со сказанием о письме французского короля и ответе на него (зачитать текст…
Слайд 26
А также с песней, близкой по складу народной частушке (зачитать…
Слайд 27
Народный реквием погибшим героям сродни традиционному плачу. Но богатыри не только скорбят, но и продолжают дело погибших бойцов.
Слайд 28
В нашем небольшом музее есть, что примерить будущим богатырям.
Слайд 29
И оживет былина, звучащая «устами младенца»…
Слайд 30
А это означает, что живет в нас историческая память.
Сайт 31
И пусть наши дети пронесут ее по жизни и передадут следующему поколению.
Сайт 32
Закончить свой рассказ мне хочется веселым и в то же время глубоким по смыслу стихотворением Валентина Берестова (зачитать).
Пусть наши мальчишки еще не очень похожи на богатырей, но верится, что они вырастут настоящими мужчинами, патриотами, защитниками любимой Родины.