Инна Чайка
Рекомендация родителям «Воспитание культуры поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения»
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Наши дети – это будущие папы и мамы, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными людьми, хорошими мамами и папами. Но это – не всё : наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Публикация «Рекомендация родителям „Воспитание культуры поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе, постоянно оцениваются с нравственной стороны.
Существенная часть нравственного воспитания – воспитание культуры поведения.
Часто считают, что внешнее формирование не столь важно, главное – быть человеком честным, справедливым, хорошим коллективистом. Не потому ли нам приходиться с людьми, знающими и любящими своё дело, но невоспитанными, невежливыми. С такими людьми трудно жить и работать. Это задача сложная. Для дошкольника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в необходимо здороваться со всеми взрослыми, а не только со «своим» воспитателем. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этими правилами. В детском саду ребенок охотно здоровается и со всеми воспитателями, и с родителями. А вот, за пределами детского сада на улице дошкольник может не выполнять это правило. И совсем не по злому умыслу или забывчивости. Просто он считает, что, встретив на улице, в магазине знакомого воспитателя, маму или папу своего товарища, не обязательно здороваться с ними.
Еще один тип поведения дошкольника : он вежлив и готов помочь. Оказать какую – то услугу только знакомым ему людям, а с чужими он может быть и невнимательным.
Надо специально обратить внимание на то, чтобы помочь ребенку перенести известное ему правило в новую ситуацию и показывайте, как надо следовать этому правилу в разных условиях.
Воспитание навыков культуры поведения начинается в семье. Дома под руководством родителей дети усваивают основные правила, связанные с личной гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Родители учат детей самостоятельно следить за собой, регулярно умываться, чистить зубы, причесываться, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным в одежде. Они учат их быть вежливыми и приветливыми. В детском саду знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны.
Почему же встречаются еще дети игнорирующие правила культурного поведения? Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил и родители не научили их соблюдать элементарные приличия. Они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, но часто делают это как-то навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться, отворачиваясь, разговаривать не глядя на собеседника. Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как надо вести себя, как выполнять это правило.
Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила, знают, как их выполнять, но не выполняют. Например, они прекрасно знают, что надо (и как надо) соблюдать гигиенические правила, чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.
Или другое: ребята не выполняют некоторые правила, считая их ненужными, неважными, они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае сознательно не придерживаются известных норм. Например, в своем детском обществе, среди сверстников они как будто стесняются быть вежливыми, сказать друг другу «спасибо», не считают зазорным быть неряшливыми и грубыми.
Почему же это происходит? Одна из серьёзных причин в том, что мы взрослые, далеко не всегда образцово ведем себя в общественных местах, дома, на улице. Мы бываем раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, позволяя себе такое поведение, которое резко осуждаем у детей.
Следовательно, требуя надлежащего поведения у детей, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.
Важен сам характер отношений между взрослыми. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно приветствовать, прощаться, благодарить, уступать место старшим. Но если папа невнимателен к маме, то он дает плохой пример своим детям. В такой семье дети часто вырастают невнимательными, непредупредительными. Нередко родители бывают невыдержанными в отношениях между собой. По малейшему поводу они кричат, ссорятся, возбужденно спорят. У них для себя находятся оправдания: устали, нервничают из-за каких-то неприятностей. Или еще проще: характер уж такой вспыльчивый, а переделываться поздно. Такое поведение перенимают дети. Если папа и мама грубы и непочтительны к старшим в семье, то жди такого же отношения к бабушкам и дедушкам от детей.
Глубоко был прав А. С. Макаренко, когда обращаясь к родителям, он говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми. Как вы радуетесь или печалитесь? Как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании, вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Над этими словами следует серьезно подумать. Каждому, кто хочет достичь успеха в формировании личности ребенка, в воспитании у него культурного поведения. Единство требований школы, детского сада, семьи и всех взрослых людей по отношению к младшим, когда никто не может пройти мимо, нарушение правил ребенком (пусть это даже чужой ребенок, должно стать законом нашей жизни. Между тем часто можно видеть и слышать, как в магазине, в автобусе одни взрослые призывают расшалившихся детей к порядку, строго требуют от них сдержанности, но тут же находятся другие взрослые. Которые стараются найти оправдание неправильного поведения ребят. Пусть пройдет без очереди, а то опоздает в школу.». «Подумаешь, расшумелись, все время тихо в школе сидят, нельзя уж громко посмеяться». Речь идет, разумеется, не о придирках к детям (и такое, увы, бывает, а о совершенно бесспорных требованиях.
Воспитанием культурны поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети – если браться за это от случая к случаю, только все равно не будет.
Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения нужно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости на стол подаются салфетки, вилки, ножи: но в обычные дни и первое, и второе ребенок ест ложкой – где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой? Потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом. Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы именно в каждодневной жизни, соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие манеры.