Василиса Кожевникова
Самообразование по теме «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры.
ЗАДАЧИ:
– обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;
– научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Публикация «Самообразование по теме „Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
– воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков;
– заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.
Я, выбрала тему «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Так же дети (воспитанники) должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.
Одним из важнейших условий, необходимых для успешного воспитания самостоятельности, является единство требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.
Очень важно, чтоб правила и требования в детском саду не отличались от правил и требований дома:
Рассмотрим, несколько вариантов по воспитанию самостоятельности и развитии культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста:
1. Приступая к гигиенической процедуре необходимо проговаривать с детьми весь процесс:
- завернуть рукава одежды;
- поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга;
- смыть мыло под струёй воды;
- снять полотенце;
- насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают).
Для закрепления результатов использую: игровая ситуация на тему «Водичка-водичка», дидактическое упражнение: «Как мы, моем ладошки и отжимаем ручки», беседы по сюжетным картинкам, чтение потешек «Водичка- водичка.».
2. Ребё нок за столом:
-приучать детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу;
-уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
-учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, суп, салат, запеканка).
Для закрепления результатов использую: Игровая ситуация: «Маша обедает», Чтение потешеки: «Идет коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька мурысонька», З. Александрова «Вкусная каша», продуктивная деятельность лепка «Миски для трёх медведей», чтение сказки «Три медведя».
3. Учим умываться:
-обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
Для закрепления результатов использую: игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода, дидактическая игра «Научим Хрюшу (Филю) умываться», рисование «Капелька» (разукрашивание).
4. Основные правила одевания и раздевания:
-научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь;
- расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди;
- знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;
- самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.
Для закрепления результатов использую: игровая ситуация: «Застегни пуговичку», дидактическая игра «Научим Зайку одеваться».
5. Формирование правил поведения:
-начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
-аккуратно убирать одежду (одновременно знакомить детей с различными свойствами и качествами предметов одежды, названиями действий, упражнять в правильном употреблении глаголов: надеть, одеть, обуть и т. д);
-во время всего процесса одевания или раздевания побуждать детей к самостоятельности.
Для закрепления результатов использую: образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик», дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»., беседа «Как вести себя за столом», «В гостях у Мойдодыра», чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
Консультация для родителей «Как привить у ребёнка самостоятельность».
6. Учим пользоваться расчё ской:
-знать свою расчёску и место, где она лежит;
-показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;
-позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»);
-переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре;
-исключить возможность пользования чужой расчёской.
Для закрепления результатов использую: игровое упражнение «Делаем причёску».
7. Учим пользоваться носовым платком:
-знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
-спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
Для закрепления результатов использую: Сюжетно-ролевая игра «Семья», Дидактическая игра «Назови предметы личной гигиены».
8. Правила проведения высаживания, туалета:
-закреплять умение проситься на горшок;
-пользоваться только своим горшком.
Планируемые результаты
-воспитанник способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
-самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
-имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
-умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Список литературы
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007-32с
5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с
6. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12