Строкова Елена
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Проект будет осуществляться в различных видах деятельности, которые будут интересны воспитателям и воспитанникам с привлечением родителей. Для интереса детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.
Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями. Я в своей работе использую методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активности дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решение проблемы в тех или иных условиях.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм: осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.
Новизна проекта
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений, концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимых умений и навыков в различных видах трудовой деятельности.
Вид проекта: долгосрочный (1год) 2024 -2025 уч. г.
Тип проекта: групповой, информационно-практический
Участники проекта: дети (5-6 лет, воспитатели, родители
Задачи проекта:
1. Расширять знания о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
2. Развивать самостоятельность и инициативу в труде.
3. Воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
-определение темы проекта; формулировка цели и определение задач;
-составление перспективного плана реализации проекта;
-подбор материала и оборудования по теме проекта;
-создание развивающей среды в группе.
2. Основной этап.
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, НОД, дидактические игры.
Мероприятия по работе с родителями:
-консультация для родителей: «Роль трудового воспитания в семье»;
-анкета для родителей: по вопросам трудового воспитания в семье;
-выступление родителей с презентацией для детей: «Моя профессия»;
-проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса к теме проекта.
3. Заключительный этап.
- открытое занятие для педагогов: «Путешествие в страну профессий»;
- игра-викторина: «Все профессии нужны – все профессии важны!»
- оформление фотовыставки: «Профессия моих родителей»;
-изготовление стенда: «Панорама добрых дел»;
-подведение общих итогов по теме проекта.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Социально – коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое», «Речевое развитие»
Ожидаемые результаты.
Дети:
1. Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.
2. Охотно выполняют трудовые поручения.
3. Участвуют в совместной трудовой деятельности.
4. Развивают познавательный интерес по теме проекта.
Педагоги:
Продолжают осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:
1. Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада.
2. Подготавливают материал для обучения своих детей.
3. За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.
Перспективный план реализации проекта
СЕНТЯБРЬ
-определение темы проекта; формулировка цели и определение задач;
-составление перспективного плана реализации проекта;
-подбор материала и оборудования по теме проекта;
-создание развивающей среды в группе;
-ознакомление родителей с содержанием проекта.
-беседа на тему «не сиди, сложа руки - так не будет скуки»
-НОД «я горжусь своей мамой»
ОКТЯБРЬ
-Чтение произведений: С. Баруздин «Кто построил новый дом», Ю. Тувим «Все для всех»
-Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская»
-Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто чем занимается»
-Беседы о труде взрослых в детском саду; пальчиковая гимнастика; дежурство; трудовые поручения.
- Экскурсия в прачечную
-Индивидуальные консультации для родителей.
НОЯБРЬ
-Чтение произведений: С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа – милиционер», В. Лифшиц «И мы трудиться будем».
-Заучивание пословиц, поговорок о профессиях и труде
-Дидактические игры: «Для чего нужен этот предмет?»
-Беседы: «Из истории профессий», «Все профессии важны, все профессии нужны!»
-Физкультминутки, подвижные игры: «Краски»
-Игровая ситуация: Кто нас лечит?»
-Коллективный труд: «Как мы протираем игрушки»
-Консультация для родителей: «Роль трудового воспитания в семье»
ДЕКАБРЬ
-Чтение произведений: Б. Житков «Железная дорога», М. Ильин «Машины на нашей улице», С. Михалков «Моя улица», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
-Вечер загадок о профессиях
-Творческие рассказы «Кем работают мои родители»
-Дидактические игры: «Кто назовет больше разных профессий», «Инструменты для труда»
- дежурство, коллективный труд в уголке природы
-НОД (интегрированное): «Транспорт. Профессия – водитель»
-Анкетирование родителей: «Трудовые обязанности дошкольника в семье»
ЯНВАРЬ
-Чтение произведений: С. Баруздин «Мы строим, строим, строим», «Страна, где мы живем»
-Заучивание стихов о труде
-Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринар»
-Коллективный труд: помощь воспитателю в подклеивании книг
-Беседы: «О чем мечтают порванные книжки?»
- дежурство, трудовые поручения в группе
-НОД (лепка) «Много профессий есть разных на свете»
Совместная с родителями фотовыставка «Профессия моих родителей»
ФЕВРАЛЬ
-Чтение произведений: В. Маяковский «Кем быть», С. Маршак «Откуда стол пришел», -Дидактические игры: «Произнеси правильно»,
-Коллективный труд: посадка зеленого лука
-Беседа: «Что в работе использует дворник?»
- трудовые поручения.
-посадка огорода на окне
МАРТ
-Чтение произведений: Н. Найденова «Ольга Павловна», С. Михалков «Бабушкины руки»
-Дидактические игры: «От слова к слову», «Что сначала, что потом»
-Сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «Детский сад»,
-Коллективный труд: уход и наблюдение за ростом зеленого лука
-Беседы: «Всему свое место»
-Подвижные игры: «Краски», Дежурство, трудовые поручения
-НОД (конструирование) «Мы – строители».
-экскурсия на кухню
АПРЕЛЬ
-Чтение произведений: Е. Пермяк «Пропавшие нитки», М. Познанская «Пойдем на работу»
-Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Дели – объединяй», «Ассоциации»
-Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»
-Беседы: «Что подарить гостям»
-Физкультминутки, дежурство, трудовые поручения
-Совместный с родителями труд: наведем порядок на участке
-НОД (аппликация): «Хочу стать космонавтом»
МАЙ
- ИГРА – ВИКТОРИНА. «Все профессии нужны - все профессии важны»
-подведение общих итогов
Выводы
Результативность эффективности проекта.
1. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу.
2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
4. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы со сверстниками, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
5. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
Родители:
1. Расширили возможности сотрудничества со своими детьми и педагогами детского сада.
2. Приобрели и обогатили знания по теме проекта.