Екатерина Шкуратова
Проект «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А. C. Макаренко
Актуальность проекта
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Публикация «Проект „Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Цель проекта :
Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.
Задачи проекта :
• сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;
• вызвать интерес к результатам трудовых действий;
• вызвать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений;
• расширять и закреплять знания детей о профессиях, учить четко называть профессию и вид деятельности;
• Развивать речь, обогащать словарный запас детей разновозрастной группы новыми словами и словосочетаниями.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, выставка рисунков по теме «Профессии», фотовыставка «Я помощник в детском саду».
Участники проекта :
• дети разновозрастной группы ;
• педагоги;
• родители воспитанников.
Срок реализации проекта : Февраль-Май 2022-2023 учебного года.
Ожидаемые результаты:
• уважение к труду и желание помогать старшим;
• устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
• развитые трудовые способности;
• трудолюбие, ответственное отношение к труду;
• осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
План работы над проектом
месяц Мероприятия для детей Работа с родителями
Февраль • Беседа «Военнослужащий».
• НОД «Летящие самолеты».
• Создание мини-огорода «Посадка лука».
• С/Р игра «Строители».
• Фотовыставка «Я помощник в детском саду».
• Д/и «Из чего готовят кашу».
• Чтение. В. Лившиц «И мы трудиться будем».
• Рисование «Пароход».
• Лепка «Самолет», «Танк».
• Конструирование «Самолет из бумаги». Консультация «Не принуждать, а приучать».
Март Выявление у детей знаний о членах своей семьи:
• Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные».
• Беседа «Что такое профессия».
• НОД по теме «Профессии».
• Практическое задание «Ухаживаем за цветами».
• С/Р игра «Больница».
• Д/и «Кто что делает?».
• Чтение. К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе».
• Рисование «Машина».
• Лепка «Грузовик».
• Аппликация «Автобусы на нашей улице».
• Конструирование «Гараж для машин». Родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников».
Консультация «Как привить ребенку трудолюбие».
Апрель • Беседа с детьми «Библиотекарь».
• НОД по развитию речи: Чтение и заучивание стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
• Выставка рисунков по теме «Профессии».
• Практическое задание «Сами в группе приберем».
• С/Р игра «Магазин».
• Д/и «Продай то, что опишу».
• Чтение. С. Михалков «А что у вас», «Дядя Степа».
• Рисование на тему «Профессии».
• Лепка «Чашки для кукол».
• Конструирование «Поезд», «Кораблик». Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье и в детском саду».
Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье».
Май • Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду».
• Наблюдение за работой дворника. Уборка снега с лавочек в беседке.
• Экскурсия на тему «Кто работает в детском саду» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)
• НОД «Все работы хороши».
• С/Р игра «Парикмахерская».
• Д/и «Кому что нужно для работы».
• Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть».
• Рисование «Дом, в котором ты живешь».
• Лепка «Инструменты к разным профессиям».
• Конструирование «Двухэтажный дом». Консультация «Труд в жизни ребенка».
Помощь в изготовлении игры «Профессии».
Выводы:
• дети получили необходимые знания о разных профессиях;
• узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
• стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
• научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
• у детей сформировались навыки совместной деятельности;
• установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
• для детей труд стал потребностью.