Вера Солдаткина
Воспитание чувства любви к матери, близким, уважение к старшим
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми - задача высокая и гуманная.
И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые. В дошкольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика. Вот, почему, мы, воспитатели, наряду с другими задачами воспитания решаем и такие, как укрепление привязанности ребенка к матери; воспитание уважения и гуманного отношения к ней, выражающихся в поведении и поступках ребенка, умении охранять её покой, оказывать ей помощь в уважении к её производственным делам. Научить ребенка с уважением относиться к близким - матери, отцу, бабушке, дедушке - значит заложить в нем зерно человечности, чувство долга и сыновней ответственности, умение жить среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином.
Публикация «Воспитание чувства любви к матери, близким, уважение к старшим» размещена в разделах
Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и на деле, - это важная большого социального значения задача. Высоко ценил воспитывающее влияние личности матери на развивающегося ребенка замечательный педагог В. А. Сухомлинский. Он говорил: "От матери человек берет все самое прекрасное и самое дорогое. " Настоящим гражданином, стойким борцом за высокие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством человечности - научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих родителей. Преданность - это безмолвная покорность, облагораживающие взаимоотношения в семье, - творение радостей для матери и отца. Почему случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают дерзить, командовать ею. Часто бывает так, что родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности, все то, что мешает формированию в нем таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость, умение считаться с интересами и возможностями семьи.
В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений. В одних семьях ребенок - объект забот и внимания родителей. В других - ребенку прививают заботливость, умение проявлять внимание к старшим. С малого возраста растущий человек должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним. Например. "Сережина мама уехала в командировку. Мальчик рассказал, что они с папой решили порадовать маму: выкрасили окна, двери, балкон, а к её приезду убрали квартиру, приготовили вкусный обед, встретили маму цветами, когда мама приходит после работы позже обычного, её ждет уже разогретый ужин. А заботливое давай вместе! - то и дело слышишь от сына. Так он поступает по примеру отца. Отец должен сказать сыну "Мы с тобой мужчины и все самое трудное в доме наша обязанность. Заботу о маме ты должен проявлять и в том, чтобы она не ухаживала за тобой. Ведь у нее и так много дел. Усвоив эти истины, Сережа всегда сам складывает свои игрушки, чинит книги, помогает убрать комнату, накрывать на стол и многое другое. "Не хочу - но надо". Эта истина усваивается благодаря приобщению растущего человека к общественным делам. Требовательность к ребенку в семье способствует развитию в нем заботы и внимания к близким. Как много существует доказательств того, что заласканные, изнеженные дети вырастают эгоистичные, самоуверенные, чёрствые к окружающим. Но и суровые, жестокие методы, принятые родителями по отношению к ребенку не менее пагубны. Единственный вывод, который сам собой напрашивается из подобных общеизвестных факторов, может быть лишь таким - необходима мера и в любви и в строгости. То, как родители обращаются друг с другом, со своими родителями и другими членами семьи, определяет и формы их поведения по отношению к дошкольнику. В атмосфере доброжелательности и заботы, предупредительности и в тоже время требовательности во всем, там не будет грубого отношения с детьми. А где вымещают на членах семьи свое плохое настроение, где юмор заменяется высмеиванием и злорадством, там скупы на ласку к ребенку и щедры на наказания. Можно щедро дарить ласку и любовь, не боясь испортить его этим, если в семье вообще принято проявлять тепло друг к другу. Отношение отца к матери, к близким людям служит моделью для малыша и стимулирует его к проявлению своей любви, к родным.
Наиболее значимым показателем характера взаимоотношений в семье является обращение с пожилыми родителями - бабушками и дедушками. Некорректность к ним усваивается ребенком как норма. Например. Если бабушку или дедушку не приглашают к столу, когда приходят гости, разговаривают с ними снисходительно, с раздражением воспринимают какие-то их привычки, то и дети не проявляют к ним ни должного уважения, ни тепла. Внимание и уважение взрослых к своим родным вызывает такое же отношение у детей. При этом способом проявления ласки и предупредительности к пожилым людям, детей нужно учить. В одних случаях - собственным примером: если мать и отец всегда поддерживают бабушку под руку на улице, то и ребенок предлагает свою ручонку, как опору. В других - приобщением малыша к тем или иным проявлениям внимания к старикам (подарок ко дню рождения, удобное место у телевизора; отложи этот кусочек для дедушки, или укрой бабушку пледом). Вместе с этими или подобными методами и поступками, ребенок приобретает ценнейшие умения быть заботливыми о других. Тепло и ласка, воспринимаемые у детей делают их добрыми, отзывчивыми, ласковыми. Доброжелательность для них проявляется естественным отношением к миру. Большое место в воспитании занимает единство требований. Всем хорошо известно, что в тех случаях, когда отец говорит одно, а мать другое, когда родители строго запрещают что-либо малышу, а дедушка (по секрету от них) решает, то добра не жди. Малыш привыкает лавировать, играть на "слабых струнах" взрослых, у него не складывается никакого отчетливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, напротив, в нем постепенно крепнет убеждение: надо просто знать, кому что говорить, у кого что просить, на кого "ориентироваться". Не забывайте, что дети очень чувствительны к личному примеру родителей. Разговорами и разъяснениями самого благородного содержания вы не добьетесь многого, если ваше поведение повседневное не подкрепляет ваши наставления. Легко увидишь, как перенимают дети характерные движения отца или матери, как появляются в их речи слова и обороты, свойственные старшим. Иногда родители жалуются на то, что никак не могут приучить дочку или сына к собранности, аккуратности. Взгляните критически на себя со стороны. Собраны ли вы дома? Ведь дети не знают, какими замечательными работниками являются их родители на работе, но, то, что дома нет порядка они видят во всём. Вещи не месте, начатые дела не доводятся до конца, ничего не делается вовремя. Почему так важен личный пример родителей? Психологи говорят, что всякое поучение ребёнка должно сопровождаться "положительным эмоциональным сдвигом" - только тогда оно ляжет в характере прочно. Иными словами: малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость. Как же создать " положительный эмоциональный сдвиг"? Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но наибольшее удовлетворение ребёнок испытывает, когда он будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого что рядом с вами, вместе с вами. Общение с взрослыми самый мощным источник радостных переживаний. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием или доброжелательностью, не может не запасть ему в душу. Наверное, иногда полезно спросит себя: что я представляю собой в глазах ребёнка, кого он видит во мне?
Правильное отношение с ребёнком легче строить, если мы умеем видеть в нём человека. А это значит: считаться с ним как с личностью, относиться серьёзно к его увлечениям, играм. Принято говорить, наши дети подражают нам. И с этим нельзя не согласиться. Ибо всё доброе, что мы увидим в них - это наша заслуга. Всё отрицательное в детях, к сожалению, тоже от нас.
Дети обычно много рассказывают воспитателям о семье : папе, маме, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. После выходных дней рассказывают, чем занимались дома, что делала мама, папа, куда ездили.
Родители не могут сказать, что в детском саду мы не воспитываем у детей любовь и уважение к старшим. К 23 февраля и 8 марта были проведены беседы о папах и мамах, сделаны своими руками подарки. Прочитано немало произведений, в которых воспитывается уважение к старшим.
Вечером, когда ребёнок слишком медленно одевается, отвлекается, а его ждёт папа или мама постоянно напоминаем. "Поторопись, видишь, мама с работы, она устала. Ты недавно покушала, а мама хочет кушать".
Однако какую бы работу мы не проводили в детском саду с детьми по воспитанию уважения и любви к родителям и близким, решающее слово тут за самими родителями, очень много значит, их умение стоить отношения ребёнком на разумной требовательности к нему.