Смирнова Кристина
«Волшебство чудесной математики». Программа технической направленности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
Модульная
«Волшебство чудесной математики»
Технической направленности
Возраст обучающихся: 6-7 лет,
Срок реализации: 1 год
Количество учебных часов в год: 72
Автор-составитель: Смирнова К. И. -Воспитатель
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Волшебство чудесной математики» разработана с учетом документов нормативной базы ДДООП:
Публикация «„Волшебство чудесной математики“, Программа технической направленности для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2016 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2016 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196);
Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. № 1077, п. 51.).
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебство чудесной математики» имеет познавательную направленность.
Актуальность программы
Программа «Волшебство чудесной математики» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Математикой играя, развиваемся» для детей 5-7 лет автора Чернополова Олеся Андреевна. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребенка- дошкольника. Программа «Волшебство чудесной математики» имеет познавательную направленность и поможет развить у ребенка логическое и образное мышление.
В дошкольном возрасте формирование элементарных математических представлений влияй на умения детей не только считать, но и обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения задачи.
Дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, к самостоятельности в решении задач и оценке результата. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять, и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Отличительные особенности программы, новизна.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — школе.
«Волшебство чудесной математики» - программа, которая предполагает решение проблем дополнительного образования в области формирования элементарных математических представлений. В процессе ее реализации дети получат более широкое представление о математике, а также получат те знания, которые не даются в дошкольных организациях. Для достижения нужного нам результата, используются не только традиционные формы обучения, но и работа с развивающими играми. На протяжении всего года работы по программе «Волшебство чудесной математики» мы будем выполнять задания различной сложности, что поможет стимулировать интеллектуальную сферу детей, кроме того, на занятиях будут и творческие задания, которые помогут детям находить новые, необычные способы решения проблем.
Адресат программы.
Программа адресована детям от 6 до 7 лет.
Дети 6-7 лет способны выполнять предлагаемые задания по разделам: количество и счет, величина, формы и ориентировка в пространстве.
Программа особенно будет интересна и полезна любознательным и внимательным детям, которые стремятся узнать что-то новое и интересное.
Количество обучающихся в группе 7-8 детей
Дляобученияпринимаютсявсежелающие.
Объём и срок освоения программы
Примеры:
Объем программы – 72часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 72 часа в год
Форма обучения: очная
Уровень программы – базовый. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Особенности организации образовательного процесса
Традиционные занятия, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности.
Организационные формы обучения: групповая (5-8 детей)
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр.
Задачи:
Цель и задачи программы
Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи программы :
Образовательные:
-сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность.
-учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
-знакомство с составом чисел в пределах 10
-анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развивающие:
- развитие логического мышления и творческих способностей
-развитие математических способностей
- развитие личностных качеств
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
-развивать логическое мышление, память, внимание, творческие
-развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
-развивать умение ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Воспитательные:
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
- воспитывать положительные черты характера.
- воспитывать чувство уверенности в себе.
Содержание учебного плана
«Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Материал : 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Ход: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве. Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
«Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал : машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 больших и 8 маленьких кругов.
Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.
Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал. 6-8 коробок разного размера.
Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).
«Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
«Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
Материал : карточки с 2 свободными полосками. На полосках красные и синие кружочки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).
Содержание. Педагог дает детям задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных кружков вплотную, а на нижнюю - 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращается к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих. Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?» и т. д. (до 10).
«Сосчитай и назови»
Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.
Содержание. «Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой нарисовано столько же предметов» (Педагог извлекает от 5 до 9 звуков). После этого предлагает детям показать свои карточки.
«Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.
Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь, а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
«Пляшущие человечки»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки счета.
Содержание. Дети в течение 1 минуты рассматривают карту-схему, на которой схематически изображены «пляшущие человечки» (4 раза по 4 фигурки). Время засекается по песочным часам. 3а 1 минуту, они должны сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга.
«Который по счету»
Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
Материал : 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на подставках, 7 разных игрушек.
Содержание. В. обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю, то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елочками.
В. ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала? Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д.
«Что шире, что уже»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.
Содержание. В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
«Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Материал. Модели геометрических фигур, предметы разной формы.
Содержание. На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры В. спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»
«Нарисуй по описанию»
Цель: развитие внимания, воображения.
Содержание. В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.
Математические физминутки
* 1,2,3,4,5 – встали дети в круг опять.
5,4,3,1 – «в Кошки – мышки» играть хотим!
1, 2,3,4,5 – вышел зайчик погулять
Что нам делать, как нам быть?
Надо заиньку ловить!
Снова будем мы считать: 1,2,3,4,5.
*Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
*На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди, да смотри, не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.
*Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
1,2,3,4 – полетел наш самолёт!
*1,2,3,4,5 – начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Прыгнул он … раз. (прыжки на месте)
*1,2,3,4,5 – наклониться и на месте постоять.
На носок потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
*Мы все насос включаем, воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два, потекла ручьём вода.
1,2,3,4 – хорошо мы потрудились.
*Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнём, мнём.
*5 раз согнуться, разогнуться,
2 раза нагнуться, потянуться.
3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На 4 – руки шире, 5,6 – тихо сесть.
*Мы становимся всё выше, достаё м руками крыши:
1,2 – поднялись, 3,4 – руки вниз.
*Один, два – все вставайте, три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернитесь, семь, восемь – улыбнитесь.
Девять, десять – не зевайте, своё место занимайте.
* Каждый день по утрам делаем зарядку, (ходьба на месте);
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать, приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
*Скок – поскок, Скок – поскок, кролик прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт, на разминку всех зовёт.
Ручки вверх, ручки вниз, на носочки подтянись,
Ручки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок,
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли пятки.
*Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ – топ – топ;
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп;
Мы руки разведём и побежим кругом.
Итоговое занятие
Теория: беседа-диагностика на выявление знаний детей
Практика: д/и «Сосчитай и назови»
Контроль: п/и «Что шире, что уже».
Планируемые результаты
По окончании обучения по данной программе дети :
• Будут понимать закономерности результата измерения и размера условной мерки
• Научатся моделировать
• Научатся ориентироваться на ограниченной площади и на листе бумаги
• Приобретут умение аккуратно выполнять задания
• Станут более наблюдательными и любознательными.
• Будут называть числа в прямом и обратном порядке
• Будут знать состав чисел из двух меньших в пределах 10, что в будущем поможет им быстрее решать задачи
• Смогут не только решать, но и составлять арифметические задачи
• Научатся делить предметы на части и делать измерения с помощью условных мерок
• Узнают больше о геометрических фигурах и объемных телах
Календарно-учебный график
Сроки реализации модуля, кол-во часов в неделю
Сроки реализации модуля, кол-во часов в неделю
Режим занятий
Модуль 1
Вводное занятие
Количество и счет
Модуль 2
Величина
Модуль 3
Форма
Модуль 4
Итоговое занятие
Ориентировка в пространстве
01.09-31.05
36 недель
01.09-03.11
2 часа в неделю
04.11-28.12
2 часа в неделю
29.12-28.03
2 часа в неделю
29.03-31.05
2 часа в неделю
2 занятия по 1 часу
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
2. Оборудование: столы и стулья (для детей, для педагога, магнитная доска, шкафы и стеллажи для хранения дидактического материала, ковер, интерактивная доска, принтер.
3. Инструменты и раздаточные материалы на каждого ребенка : тетради, ручки, карандаши, фломастеры, линейки, цветные карандаши, наборы геометрических фигур.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Формы аттестации
Вводная диагностика – осуществляется на первом занятии, для выявления имеющихся у детей знаний.
Текущий контроль: игра- путешествие «Пляшущие человечки», представление для родителей «Художники», изготовление картины с использованием геометрических фигур с описанием, игра-путешествие
«В какой сетке больше мячей».
Методические материалы
Диагностическая карта, картотека дидактических игр по разделам программы, инструкции к играм или дидактическим пособиям, конспекты занятий, плакаты для детей математического содержания, план работы на год, сборник творческих работ обучающихся, папки-передвижки на математические тематики, опыт других педагогов.
Рабочая программа воспитателя
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации ФЗ №304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся», программа «Волшебство чудесной математики» является составляющей частью основной образовательной программой.
Литература:
• Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М. : Мозайка -Синтез, 2014
• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук. 3ЖЭ
• Бурдина С. В. Серия «Умный малыш». Классификация
• Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»
• Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Математика для малышей часть1.
• Михайлова З. А. Математика – это интересно.
• Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М. : Мозайка-Синтез, 2014.
• Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М. : Мозайка -Синтез, 2014.
• Петерсон Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька…
• Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.
• Графические диктанты.
• Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1991 – 80с.
• Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1990 - 94.
• Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / авт. – сост. М. П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2008 – 110с.
• Леушина А. М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М. : Просвещение, 1997г
• Новикова В. П. «Математика в детском саду. Сценарии занятий» - МозаикаСинтез, 2017. -80с.