Елена Боргоякова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Волшебный цветок Королевы Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
«Волшебный цветок Королевы Знаний»
ЦЕЛЬ: создание условий для систематизирования знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове)
3. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
5. Упражнять в графическом изображении звука – букве.
6. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
7. Развивать самостоятельность, инициативность.
8. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Оборудование:
Наглядный материал: Цветок с восьмью лепестками, ноутбук, конверт с письмом, шкатулка с запиской, колокольчик.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
звуки – ш,к,о,л,а;
цветные фишки (красные, синие, зеленые);
фасоль для выкладывания звуков на каждого ребенка;
карточки с картинками
1. Психогимнастика «Давайте с вами встанем в круг».
Логопед Давайте с вами встанем в круг, повторяйте за мной движения (дети становятся в круг).
Собрались все в большой круг!
Сколько радости вокруг! (руки вверх и машут ими).
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать.
Но прежде чем продолжить наше занятие, нужно нам со всеми познакомиться с нашими гостями. Для этого я, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упр. с мячом).
ЛОГОПЕД: Я, брошу вам мяч, а вы будете отвечать свое имя ласково и передавать мяч дальше по цепочке:«Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам. Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай (ответы детей и взрослых –Тимочка, Лизочка, Сашенька, Аленочка).
ЛОГОПЕД: Отлично, со всеми познакомились, можно продолжать.
2. Самомассаж «Надо умываться».
Логопед: - Скоро вы покинете стены детского сада и пойдете в 1 класс. А сейчас на минуточку представим, что 1 сентября уже наступило, и мы собираемся с вами идти в школу. С чего начинается утро школьника? Повторяйте за мной движения.
Рано утром мы встаем, (потянуться)
Мыло в руки мы берем («намыливают руки»)
Лицо мылом растираем, (ладонями растирают щеки)
И водичкой все смываем (поглаживающие движения лица ладонями).
-Молодцы, замечательно! Что мы с вами делали? Кто скажет?
II. Сообщение темы и цели.
Логопед - Сегодня утром в кабинете я обнаружила вот такой замечательный цветок. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо. Согласны? (Да)
-Детям подготовительной группы «Почемучки».
- Слушайте внимательно!
(Логопед открывает конверт, достает письмо, читает:
«Здравствуйте, дети! Уже совсем скоро вы покинете стены своего родного детского сада и отправитесь в школу, поэтому должны много знать и уметь, хотелось бы проверить ваши знания. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями. И если вы с ними справитесь, значит вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. Я желаю вам удачи! В добрый час! Королева Знаний»
Ход НОД.
Логопед: - Вот так сюрприз. Королева Знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.
(Звенит звонок)
Логопед: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все садимся на места,
Ждут нас славные дела.
-Итак, отрываем лепесток под цифрой 1 и читаем, какое же задание в нем находится?
1. сделайте артикуляционную гимнастику - подготовьте свои язычки, чтобы они были послушные.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка).
2. «Отгадай загадку» : Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Логопед. Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что лежит в этих конвертах.
Дети. Буквы.
Логопед. Сейчас вы увидите картинки, определите первый звук в названии слова – предмета, изображенного на картинке, найдете его, и выложите перед собой. Задание понятно?
(один ребенок выполняет задание у доски).
Логопед. Ребята, что вы видите?
Дети. Шапка.
Логопед. Какой первый звук в слове «Шапка»?
Дети. Звук [ш].
Логопед. Найдите звук [ш] и положите его перед собой. Это первый звук слова – отгадки.
Продолжаем выполнять задание.
Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой : Ш К О Л А
Логопед. Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Дети. Школа.
Логопед. Да, так и называется дом, где все приобретают знания : Школа. Загадку мы отгадали и со вторым заданием справились.
3. Отрываем лепесток под цифрой 3 и читаем следующее задание.
А задание такое: Я вам прочитаю стихотворение про звуки, а вы мне после скажите, о каких звуках было оно и какие ошибки намеренно допустила Королева знаний, для того чтобы вас запутать.
«Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет – звук получается согласный.
Согласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О,
Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А,
Но не желают свистеть и ворчать!
А гласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!
С-С-С-С- змеиный слышен свист,
Ш-Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист,
Ж-Ж-Ж-Ж- жуки в саду жужжат,
Р-Р-Р-Р- моторы тарахтят». Все верно ребята (ответы)
Немного отдохнем. Переменка:
Раз – налево, два – направо
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)
Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)
Убедитесь вы сейчас.
Отдохнули, а теперь продолжаем.
4. «Отгадай загадку и составь звуковую схему для слова - отгадки».
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)
Логопед. Открываем конверт под № 2. Что там лежит?
Дети. Разноцветные кружочки для обозначения звуков.
Логопед. Итак, начнем звуковой разбор слова Книга. Назовите, пожалуйста, первый звук в слове КНИГА.
Дети. Звук [к].
Логопед. Кто даст характеристику этому звуку?
Ребенок. Звук [к] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Какого цвета кружочек мы подберем для этого звука?
Дети. Синего цвета.
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую схему для слова Книга. Один ребенок работает у доски.
Логопед. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
– Скажите, где находится звук [И] в слове книга: в начале, в середине, или в конце слова?
Звук «и» в слове книга находится в середине.
Выполняем упражнение «ЗАЯЦ, КОЗА, БУБЛИК»
-У вас на столах стоят тарелочки с фасолью, попробуйте выложить звук [И] из них.
(Дети выкладывают [И]).
Молодцы! Справились!
Звенит звонок.
Физминутка:
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись и назад.
Игра «Руки, уши, нос». Отдохнули, продолжаем. Звенит звонок на урок.
5. Отрываем следующий лепесток (с цифрой 5). Слушайте следующее задание от Королевы знаний : конверт № 3
В словах нет первого звука. Вам нужно узнать эти слова.
(. еремена,. арандаш,. астик,. енал,. инейка, .етрадь)
6. Игра «Наоборот»
Карандаш короткий, а линейка….(длинная)
Тетрадь тонкая, а книга ….(толстая)
Резинка маленькая, а пенал …. (большой)
Пенал лёгкий, а портфель… (тяжелый)
Зелёный карандаш острый, а синий … (тупой)
-А сейчас давайте посчитаем слоги в словах (линейка, карандаш, ручка, мел, пластилин). Какое слово самое длинное, короткое?
7. Логопед: «Повтори - не ошибись!»
1. У САШИ В КАШЕ
СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ.
2. ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ
ХОХОТАЛИ: ХА-ХА-ХА!
3. ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ,
А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ.
4. ОГОРЧЁННАЯ СОРОКА
ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА.
ВЕСЬ УРОК БОЛТАЛА С СОЙКОЙ
И ДОМОЙ ВЕРНУЛАСЬ С ДВОЙКОЙ.
5. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН.
6. МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ,
МАЛО МЕДУ, МНОГО ПЧЁЛ.
7. МАРИНА ГРИБЫ МАРИНОВАЛА,
МАРИНА МАЛИНУ ПЕРЕБИРАЛА.
ЗАДАЛИ В ШКОЛЕ ДЕТЯМ УРОК :
ПРЫГАЮТ В ПОЛЕ пять СОРОК.
Две ВЗЛЕТЕЛИ, СЕЛИ НА ЕЛИ.
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ В ПОЛЕ СОРОК?
8. КОТ МОЛОКО ЛАКАЛ,
А БОРЯ БУЛКУ В МОЛОКО МАКАЛ.
9. У ИВАШКИ РУБАШКА,
У РУБАШКИ КАРМАШКИ.
10. ИСПУГАЛСЯ ГРОМА РОМА,
ЗАРЕВЕЛ ОН ГРОМЧЕ ГРОМА.
Логопед. Молодцы. Справились с заданием.
И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Отрываем и читаем.
- Дети, а зачем нужно ходить в школу? (Ответы детей)
- Что необходимо иметь ученикам, для того что бы учиться в школе? (школьные принадлежности).
- Упражнение «Для чего?»
Логопед показывает ранец, в котором лежат школьные принадлежности.
Логопед: - Королева Знаний приготовила нам вот это школьный ранец. Расскажите, для чего он нужен ученикам? В своих предложениях используйте слова «для того чтобы». (Ранец нужен для того, что бы в нем носить школьные принадлежности). (Правильно).
-Я буду показывать предметы, а вы расскажете для чего же они нужны.
(«Книга нужна для того, чтобы учиться читать»,
«Ластик нужен для того, чтобы стирать»,
«Карандаш нужен для того, чтобы рисовать»,
«Пенал нужен для того, чтобы складывать ручки и карандаши»,
«Ранец нужен для того, чтобы носить в нем школьные принадлежности» и т. д.)
-Молодцы, и с этим заданием справились!
Вы справились со всеми заданиями
Посмотрим что там? Какая-то записка. - Дорогие, дети! Вы справились со всеми моими заданиями, и я поняла, что вы готовы стать учениками! Впереди вас ждут интересные и незабываемы школьные годы. Успехов Вам! Королева Знаний!
IV. Итог занятия:
Логопед: Зазвенит сейчас звонок,
Вот окончен наш урок!