Жанна Казанцева
«Волшебные кружочки». Ааппликация из готовых геометрических форм (часть первая)
▼ Скачать
Волшебные кружочки
Цель:
1. Развитие двигательных и познавательных способностей
2. Формирование и совершенствование мелкой моторики рук, двигательных умений и навыков в манипуляции с различными предметами (готовыми геометрическими формами)
3. Уточнение представлений детей о формах предметов, упражнение в соотношении предметных картинок с соответствующей геометрической фигурой
4. Формирование целостного образа предметов
Публикация «„Волшебные кружочки“, Ааппликация из готовых геометрических форм (часть первая)» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
5. Закрепление умения строить последовательный ряд по цвету, последовательному расположению в ряд элементов различной величины
6. Обучение анализу способов расположения частей, ориентируясь на образец, правильно располагать в пространстве геометрическую фигуру
7. Формирование и закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, в центре, впереди)
8. Закрепление понятия пространственная ориентация, определяя на листе бумаги: правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны
9. Знакомить детей с понятием симметрии
10. Активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круг, полукруг
11. Обучение рассказу о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планирование хода действий
12. Уточнить представление о типичных и видовьж, индивидуальньж признаках предметов
13. Научить детей правильно работать с бумагой, клеем и ножницами
14. Расширять и уточнять представления детей о живой природе. Воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам
15. Развивать эстетическое восприятие
Особенности формирования тонкой моторики детей имеющих речевую патологию и способы определения уровней ее развития.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу- это развитие точных движений, или, как их еще называют, тонкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем,насколько он управляет своими руками, причем зависимость это очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь ускоряет развитие речевого центра головного мозга и следовательно способствует умению говорить. Отмечено, что для ряда детей имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдение заданного темпа, недостаточной координации. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев руки и речью. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни используют один очень простой способ. Ребенка просят показать один пальчик, два и три пальчика («Сделай вот так!»)Дети, которым удаются изолированные движения пальцев -«говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это- «неговорящие дети», до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными полноценного развития речи добиться не удается. Для определения уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие задания: Тест №1.
Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Если кисть развита слабо, ребенок склонен ее фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего
размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов. Тест №2.
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень, развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка. Начинать тренировку пальцев и рук в целом нужно уже с шестимесячного возраста. Наиболее доступный метод массаж: поглаживание и легкое разминание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Так же полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения. Например:
«Вот дедушка»
Вот дедушка. Вот мамочка.
Вот бабушка. Вот деточка моя.
Вот папочка, Вот и вся семья
Взрослый поочередно пригибает пальчики ребенка к ладошке, а при словах «А вот и вся семья!» охватывает весь кулачок ребенка. В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста используют более сложные игры и упражнения. Они очень эмоциональные и отражают объективную реальность окружающего мира- предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. Например:
«Флажок»Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
«Бинокль»большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль»
Таким образом основная задача вышеперечисленных игр и упражнений укрепление мышц кисти руки, развитие умения управлять ее движением по показу, представлению, словесной команде.
Аппликация из готовых геометрических форм как способ развития мелкой моторики руки у детей имеющих речевую патологию.
Развитие мелкой моторики рук способствуют так же следующие занятия:
1 .Изготовление бус
2. Работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц и кнопок, крючков разной величины, а так же наиболее интересные и доступные для детей дошкольного возраста занятия по аппликации. Практически на любом занятии по аппликации от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важных психических процесса, неразрывно связанных друг с другом,- речь и мышление. Помимо этого развивается природная любознательность, внимание и память. Хорошая память формируется путем тренировок, ребенок прикладывает усилие: запомнить что-то для того, чтобы потом воспроизвести, появляется навык установления смысловых связей между объектами, как способ осмысленного запоминания, постоянно идет развитие вербальной памяти.
Простота и обработка такого вида материала, как бумага позволяет детям легко овладеть ручными умениями и навыками. Ребята приобретают целый ряд полезных умений связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способом обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и. т. д.
Наибольшую трудность для детей с речевой патологией представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Поэтому на своих занятиях я первоначально стараюсь заинтересовать детей возможностью создания несложных сюжетов, используя в работе готовую геометрическую форму круга и овала. Которую ребенок может усовершенствовать, улучшить, а затем использовать по своему желанию. Для выполнения работы дети получают не только комплект разных по цвету и размеру кругов и овалов, но и фон на котором имеется неоконченный сюжет. Дети должны при помощи своей фантазии закончить его.
Предложенные мною занятия по аппликации я рекомендую начать с чтения стихов, каждое стихотворение - это повод для беседы с детьми о явлениях природы, растениях, животных, тесной взаимосвязи человека с окружающим миром. С помощью вопросов обсуждается ситуация, описанная в стихотворении, можно придумать продолжение сюжета, занятия по аппликации с использованием готовых геометрических форм, я рекомендую проводить один раз в месяц, чередуя их с традиционными занятиями на которых дети продолжают учиться вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги. Для того, чтобы овладение новыми навыками и способами работы проходило успешно обучение детей должно проходить постепенно, опираясь на их опыт, сочетая знакомое с незнакомым. Это позволяет поднять у детей интерес к казалось бы знакомому материалу, расширить имеющиеся представления о свойствах и качествах бумаги, умение делить круг на две и четыре части, а так же складывать его в разных направлениях. Такая работа заинтересовывает и увлекает детей своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно комбинировать цвета и формы с учетом свойств предметов и материалов. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
«Методика проведения занятий по аппликации в младшей группе.»
На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры (круги и овалы). Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения. При выборе содержания аппликацией для младших дошкольников следует исходить из особенностей развития их мышления, учитывать его конкретно-образный характер.
Например, для ребенка круг ассоциируется с шарами, яблоками, арбузами, апельсинами. На занятиях по аппликации малыши постепенно должны научиться правильно, использовать пространство листа бумаги. Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка.
Задания формулируются примерно так: «Яблоки рассыпались», «Помидоры и огурцы в банке».
Такая постановка задачи позволяет детям свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осваивать его пространство. В дальнейшем дети учатся раскладывать и наклеивать круглые формы объеденяя их вместе в определенном порядке «Собери яблоки в корзину» и размещать и наклеивать однородные по форме предметы, сохраняя определенное направление («гусеничка», «бусы на елке»). К концу учебного года дети должны научится располагать предметы на линии земли в нижней части листа, чему способствует занятия типа «Желтые одуванчики», «Колобок катится по дорожке», таким образом при помощи интересных и доступных занятий у детей формируются умения и навыки по аппликации.
Методика проведения занятий по аппликации в средней группе.
Основная задача по аппликации в этой группе -это обучение детей правильно пользоваться ножницами, уметь преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части (круг- на полукруги, четверти, дети учатся самостоятельно по предложенным мотивам комбинировать круги и овалы разного размера и цвета. Круглые тарелочки ребята учатся украшать орнаментом из кружочков, чередуя их по цвету. Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приемах пользования ножницами при разрезании круга на две и четыре части. Варьирование круглых и полукруглых форм закрепления на занятиях на тему: «Птицы у кормушки», «Красивые цветы». К концу года дети способны на основе готовой формы создать новую. А более, развита мелкая моторика руки, позволяет ребенку такие операции, как составление узоров из мелких деталей. Итак, выполнение задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале, а так же по мере освоения дошкольниками приемов преобразования, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания.
Методика проведения аппликации в старшей группе.
В возрасте 5-5,5 лет у детей продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Их движения становятся более точными, ловкими, дети в состоянии составлять декоративные предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. Комбинируя круги разного размера и окраски, дети составляют «веселых неваляшек»Выразительность этих аппликаций достигается с помощью декоративных элементов бус, жабо, передника. Ярко можно решить образ матрешек, используя разные декоративные элементы, варьируя величину и окраску фигур «Русские матрешки». Можно сделать красивые цветы путем сочетания кругов разного размера и цвета. Так, эффектно выглядит роза или анютины глазки. Розу дети составляют из кругов красного цвета разных оттенков и размера, а анютины глазки из одинаковых по размеру кругов, но различающихся и группирующихся по цвету. К уже известным приемам работы добавляют новые усложненные задания, так при помощи небольших надрезов по внешней стороне круга дети придают пушистый вид животным и птицам «Львенок» «Аист на крыше». Такие задания развивают у детей эстетические чувства, а сам процесс создания нового захватывает детей, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружении жизни. Таким образом в игровой для детей форме продолжается укрепление мышц кисти руки.
Методика проведения занятий по аппликации в подготовительной группе
.
В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, оттенки цветов спектра, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно следить за тем, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Дети должны научиться целенаправленно, преобразовывать круг, используя разную технику вырезания: надрезы, спиральки исходя из особенностей строения и фактуры изображаемых предметов. Свободное владение разными приемами и способами обработки круга и овала, умелое сочетание цветов и форм позволяют детям широко и творчески передавать в аппликациях различное содержание предметного сюжетно-тематического и декоративного характера. В подготовительной группе дети владеют достаточным объемом умений и навыков для создания объемной аппликации, элементы которой можно использовать на занятиях по конструированию из бумаги. У детей развивается самостоятельность, организованность и дисциплинированность. Они начинают осознавать себя на пороге новой школьной жизни. Занятия по аппликации дают предпосылку для формирования новых движений, особенно таких сложных, как письмо.