Елена Питенко
«Волшебные музыкальные инструменты» Конспект тематического занятия с применением ИКТ для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять представления детей о музыкальных инструментах.
Задачи.
1. Образовательные: закреплять знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить детей различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения каждой из групп; подводить к пониманию того, что человек может быть и созидателем и исполнителем музыки.
Публикация «„Волшебные музыкальные инструменты“ Конспект тематического занятия с применением ИКТ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
2. Развивающие: развивать умение определять музыкальный инструмент по тембру.
3. Воспитательные: воспитывать умение выслушивать ответы сверстников, воспитывать коммуникативные качества.
Необходимый материал:
Демонстрационный: игрушка-Фея музыки; детские музыкальные инструменты, разложенные по группам (ударные, струнные, духовые), лук;
Раздаточный: повязки на глаза, карточки с изображением музыкальных инструментов для каждого ребёнка.
Предварительная работа. Игры-путешествия в прошлое музыкальных инструментов: «Путешествие в прошлое фортепиано», Путешествие в прошлое дудочки», «Душа скрипки», «Путешествие в страну Музыки».
Ход занятия
В начале взаимодействия с детьми педагог спрашивает их, с какими музыкальными инструментами они знакомы.
Педагог. Ребята, как вы думаете, откуда появилась музыка? (Ответы детей.) Я предлагаю сегодня нам вместе отправиться в страну Музыки. Я думаю, что там нас ждёт много интересного и необычного.
(Под звуки полонеза появляется фея музыки.)
Фея Музыки. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в стране музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка?
Дети. Её сочиняют композиторы.
Фея Музыки. Да. Композиторы – самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а услышать нам её помогают другие жители этой страны. Кто они?
Дети. Они - музыканты.
Фея Музыки. Конечно, музыканты. Их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку?
Дети. Они помогают нам услышать музыку с помощью музыкальных инструментов.
Фея музыки. Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовёте некоторые из них?
Дети называют разные музыкальные инструменты.
Фея Музыки. Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей огромной страны. Как вы думаете, какие из них можно отнести к струнным инструментам? (Ответы детей.) Почему вы так думаете? А к ударным? Отгадайте загадку:
Чтоб на нём нам поиграть,
Ноты можно и не знать.
Палки в руки мы возьмём,
Посильней его побьём.
Дети. Барабан.
Фея Музыки. Правильно, барабан. Барабан – это ударный инструмент, а ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным инструментом может быть любой твёрдый предмет. Древние люди исполняли ритмические танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, они заметили, что если шкуру животного натянуть на широкий сосуд и ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так появился первый барабан, а затем и бубен.
Чуть позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушёный горох – получались погремушки и маракасы. Какие ещё деревянные ударные инструменты вы знаете? А металлические? Давайте посмотрим на них и послушаем, как они звучат.
На экране проектора появляется видео из цикла «Лесной концерт» с изображением и звучанием ударных инструментов: барабана, литавр и тарелок. Педагог предлагает детям выбрать на столе ударные инструменты и поиграть на них.
Фея Музыки. А сейчас отгадайте ещё одну загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Дети. Балалайка.
Фея Музыки. Правильно, балалайка. Балалайка – это струнный инструмент. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат на столе. (Предлагает ребёнку взять струнный инструмент и показать детям) Назовите их. Какие ещё струнные музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).Струнные инструменты появились позднее ударных, но тоже очень давно. В далёкие-далёкие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие охоты на них – лук и стрелы (показывает). Вы, наверное, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают её и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал её, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем тоньше и нежнее получался звук. Тогда человек натянул одновременно несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите на струны гитары. Одни из них толстые, и звучат они низко, басом, а другие - тонкие, и звук у них высокий, нежный. Сейчас я ослаблю эту струну. Изменилось звучание?
Дети. Да, струна звучит ниже.
Фея музыки. Вот как высота звука зависит от натяжения струны и её толщины.
Педагог предлагает детям выбрать на столе струнные инструменты.
Фея музыки. Давайте посмотрим и послушаем, как звучат струнные инструменты.
На экране проектора появляется видео из цикла «Лесной концерт» с изображением и звучанием струнных инструментов.
Фея музыки. А сейчас я загадаю вам ещё загадку:
Очень весело поёт,
Если дунете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Дети. Дудочка.
Фея музыки. Правильно. Сегодня мы познакомимся с группой инструментов, которые называются духовыми. Как вы думаете, почему они так называются? Правильно, чтобы получить звук, надо в них дуть, поэтому они и называются духовыми. Эти инструменты тоже появились очень давно. Человек дул в морскую раковину, в рога животных. Потом он придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы.
Педагог предлагает детям выбрать на столе духовые инструменты.
Фея музыки. Давайте посмотрим на духовые инструменты и услышим их звучание.
На экране проектора появляется видео из цикла «Лесной концерт» с изображением и звучанием духовых инструментов.
Фея музыки. Ребята, я предлагаю сейчас поиграть в игру «Поймай дудочку».
Один ребёнок играет на дудочке, двое других с завязанными глазами ловят его. Игра проводится 3-4 раза.
Фея музыки. С какими группами музыкальных инструментов мы сегодня познакомились?
Дети. Мы познакомились с духовыми, струнными и ударными инструментами.
Фея музыки. Откуда взялись музыкальные инструменты? (Ответы детей.)
Сейчас я проверю, чему вы научились в стране Музыки. Вы возьмёте карточки, на которых нарисованы музыкальные инструменты, а по моему сигналу построитесь в 3 команды: команда духовых строится возле дудочки (дудочка- у ведущего ребёнка), команда струнных -возле балалайки, команда ударных – возле барабана. Вот у нас получилось три команды – три оркестра: струнный, ударный и духовой. Сейчас зазвучит музыка ("Шутка" И. Баха, а когда она закончится, нужно будет собраться вокруг своего ведущего. (Игра проводится 2-3 раза. «Дирижёры» каждый раз переходят на другое место.)
Фея музыки. Вам понравилось в моей стране Музыки? Приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!