Юля
«Волшебная зима». Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
▼ Скачать
«Волшебная зима»
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Цели и задачи: Развивать рече-языковую компетенцию детей:
-уточнять и расширять знания о зиме и её приметах;
-активизировать словарь по теме, учить составлять полные предложения, отвечать на вопросы;
-познакомить с произведениями А. Пушкина, Т. Тютчева, С. Михалкова, современного поэта Д. Марковой;
-развивать просодический компонент речи, учить использовать подходящую интонацию при выражении мысли автора.
Публикация «„Волшебная зима“, Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Стимулировать творческую активность в различных видах художественной деятельности:
-учить детей определять характер музыкального произведения;
-учить проявлять инициативу в поиске средств художественной выразительности, которыми композитор передаёт настроение в музыке;
-познакомить с произведением А. Вивальди «Зима» (концерт «Времена года»); продолжать развивать эмоциональное отношение к классической музыке;
-познакомить с творчеством Б. Кустодиева («Масленица», В. Сурикова («Взятие снежного городка», И. Грабаря («Февральская лазурь», развивать художественный вкус;
-развивать фантазию и самостоятельность в выборе техники рисунка.
Воспитывать целостную, гармоничную личность с высоким духовным потенциалом; приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.
Ход занятия:
Дети перед тем как зайти в зал останавливаются у выставки репродукций картин о зиме («Зимние забавы»)
Педагог. Какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались? В какие игры дети любят играть зимой? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц?
Погода зимой такая разная: то белый пушистый снег в полной тишине медленно кружится над домами и деревьями и тихо падает на землю, то вьюги и метели сметают всё на своём пути и несутся навстречу прохожим. Художники, писатели, поэты любят описывать зимнюю природу. Давайте пройдём в музыкальный зал и посмотрим на репродукции картин великих художников, послушаем произведения известных вам композиторов и стихи лучших поэтов нашей Родины об этом замечательном времени года.
Дети проходят в музыкальный зал, где видят репродукции картин о зиме, среди них «Масленица» Б. Кустодиева, «Взятие снежного городка» В. Сурикова, «Февральская лазурь» И. Грабаря.
Музыкальный руководитель. Перед нами картины о зиме. Внимательно на них посмотрите-некоторые вам уже знакомы, с другими ещё познакомимся. Послушайте музыку Вивальди об этом же времени года: можно ли сказать, что разные части этого произведения подходят по характеру к разным картинам?
Дети слушают фрагменты концерта А. Вивальди «Времена года». Зима. 1-я часть.
Педагог. Давайте, посмотрим в окошко:
Первозимья светлая пора!
На снегу берёзовая веточка,
Словно росчерк быстрого пера.
Такими словами современный поэт Дина Давыдовна Маркова зовёт нас с ней порадоваться наступлению зимы. Какое слово нам подсказывает, что зима только наступила?
Почему эту пору поэт называет светлой?
Что поэту напомнила берёзовая веточка на снегу?
Поэт так точно описывает природу, словами рассказывает об увиденном, будто художник кисточкой и красками пишет картину. Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин рассказал о зимней дороге.
Звучит музыка П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» :
Сквозь волнистые туманы
Пробивается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Педагог. Похожее настроение передали поэту и композитор? Какая картина подойдёт к этим произведениям по духу?
Дети рассказывают отрывок из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова:
Снег кружится,
Снег ложится-
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мёрзнут птички,
Выпал снег-упал мороз!
У щенка на чёрной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Всё вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится-
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Музыкальный руководитель. С таким же светлым, весёлым настроением девочки станцуют нам танец снежинок под музыку Георгия Свиридова «Метель».
Девочки танцуют с платочками.
Столько же радости мы слышим и в стихах Пушкина.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Зимнее утро» :
Мороз и солнце;
День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты него взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою северы явись!
Педагог. Если бы вы были художниками, какую бы картину вы нарисовали к этому произведению? (ответы детей)
Катя прочтёт стихотворение Ф. Тютчева, а вы подумайте, как художник Иван Иванович Шишкин передал спокойствие и волшебство зимнего леса.
Девочка читает:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Дети описывают картину, подбирают слова из услышанного стихотворения.
Музыкальный руководитель. Стихи о зиме вдохновляли не только художников на написание картин, но и композиторов на сочинение музыки к этим стихотворениям. Так создавались песни, романсы. Сейчас девочки исполнят романс «Зимний вечер» М. Яковлева на стихи Пушкина.
Какие произведения мы с вами прослушали? Кто их написал? (ответы детей)
Педагог. Какое настроение передают все выслушанные нами сегодня произведения? А какой вы сами видите зиму? Сейчас вы попробуете нарисовать зимнюю природу, а мы потом посмотрим, какое настроение получилось передать вам своими картинами.
Дети проходят к столам и под музыку рисуют зимние картины.