Уляхина Екатерина
Программа кружка «Волшебная изонить»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Волшебная изонить» разработана воспитателем МБДОУ «Детский сад «Звездочка» по развитию у дошкольников творческих способностей и логического мышления через творческую продуктивную деятельность, утверждена на методическом совете детского сада в сентябре 2015 г. Содержание программы рассчитано на 1 год обучения детей старшей разновозрастной группы. и включает в себя 30 занятий согласно перспективному планированию. Программа базируется на технологии Н. Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников»
Публикация «Программа кружка „Волшебная изонить“» размещена в разделах
- Изонить, вышивание по картону
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нитки. Поделки, рисование
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
• Органов движения;
• Органов познания;
• Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Современные ученые утверждают – работа пальцами развивает речь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев».
На основании электрофизиологических исследований Л. А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити.
Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффективные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна – вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности)
Новизна данной программы заключается в принципиально новом подходе к бучению детей. Задачи кружка решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощенной версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название «Изонить» или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление.
Практическая ценность программы «Волшебная изонить» заключена в комплексном подборе заданий и задач из разных образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» – что делает занятия интегрированным.
Эффективность реализации данной программы выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за определенный промежуток времени (полугодие, год). Результаты промежуточной, итоговой диагностики показывают рост качества знаний детей по разделам формирование элементарных математических представлений: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.
2 Аннотация
Данная программа является пособием по развитию у детей творческих способностей и логического мышления через комплексное развитие личности ребенка, его познавательных интересов, художественных способностей и эстетического вкуса. Она может быть использована для реализации дополнительной детской деятельности.
Цель программы : развитие творческих способностей и логического мышления у детей.
Задачи:
1. Блок задач по познавательному развитию:
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
Дать понятие о точке отсчёта.
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Развивать абстрактное мышление.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
2. Блок задач по физическому развитию:
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
3. Блок задач по социально-коммуникативному развитию:
Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственной деятельности;
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми.
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить работе с трафаретом.
Научить технике работы с изонитью.
Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
4. Блок задач по художественно-эстетическому развитию
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Воспитывать эстетический вкус.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
5. Блок задач по речевому развитию
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Развивать объяснительную и доказательную речь.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
3 Пояснительная записка
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Н. Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 48 с. : ил.». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я пришла к убеждению, что занятия изонити могут быть привлекательными и доступными для детей 5–7 лет.
Опыт показывает, что занятия изонити способствуют активному развитию у ребё нка:
• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
• художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение иглой, ножницами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
4 Методические рекомендации
Учебный материал методического пособия Н. Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план моего курса занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5–6 лет 20–25минут, для детей 6–7 лет 25–30 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 24 человек и подразделяется на четыре подгруппы, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Эффективность программы невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства – изонить. С этой целью проводится выставка-показ работ детей, обучающихся ранее, сопровождаемых диагностическим исследованием интеллектуального компонента на уровне прогнозирования. Задаю вопросы: «Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку?», «Почему ты так думаешь?». После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Далее происходит знакомство детей с инструментами и материалами через игру: «Здравствуйте, меня зовут Иголка». Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
2. Изображение окружностей, дуг, в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Методы и приё мы учебно-воспитательного процесса:
• словесные методы (беседа, объяснение).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
• наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
• практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
• иллюстрации;
• образцы работ;
• схемы (техника заполнения фигур);
• стихи, загадки.
Техническое оснащение:
1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
2. цветные нити разного качества;
3. ножницы с тупым концом;
4. шило (для воспитателя);
5. кусок линолеума примерно 25х25 см;
6. цветной картон, бархатная бумага разного размера;
7. линейка, трафареты, фигурные лекала;
8. цветные карандаши, ручки, фломастеры;
9. бросовый материал для дополнения изображения.
Ожидаемые результаты:
Овладение техникой изонити.
Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Развитие творческих способностей детей.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в городских выставках и конкурсах
выступление на родительских собраниях.
5 Учебный план
Время проведения с 1 октября по 31 мая – 8 месяцев (согласно сетки работы кружков)
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц – 4
Количество занятий в год – 30 (согласно перспективного планирования)
Группа формируется в количестве 24 детей и подразделяется на четыре подгруппы.
Занятия проводятся по подгруппам по 6 человек.
Длительность занятий 20 -25 минут для детей 5–6 лет, 2530 минут для детей 67 лет.
Программа рассчитана для детей старшей разновозрастной группы со сроком обучения на 1 год.
6 Календарное планирование
Месяц/неделя, тема Содержание Работа с родителями
ОКТЯБРЬ
1 неделя
«Знакомство с техникой «Изонить»» Познакомить детей с техникой изонити; упражнять детей вдевать нить в иглу и завязывать узелок;
Познакомить с техникой безопасности работы с иглой. Презентация кружка «Волшебная изонить»
2 неделя
«Знакомство с изображением острых углов» Дать детям понятие об острых углах, что есть у угла: научить детей пользоваться трафаретом.
3 неделя
«Изображение угла техникой «Изонить»» Научить детей отличать лицевую и изнаночную сторону изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).
4 неделя «Грибок» Продолжать знакомить с техникой изонити. Учить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделия, выделять узор острого угла. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла. Упражнять во вдевании нити в иголку и завязывать узелок. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.
НОЯБРЬ
1 неделя
«Морковка» Упражнять в выполнении техники изонити острого угла;
учить детей закреплять нить после её окончания. Вспомнить название овощей и их внешний вид. Повторить правила работы.
2 неделя «Домик» Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома). Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью. Научить подбирать цвета нитей. Папка – ширма «Техника изонити для дошкольников»
3 неделя «Парус»
Рисуем лодку, затем по трафарету дети подбирают прямой угол, прокалывают отверстия и работают изонитью
4 неделя «Рыбка» Продолжить обучение детей технике изонити прямой угол, дополняя изображение рыбки хвостом. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбирать цвет ниток). Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол.
ДЕКАБРЬ
1 неделя «Знакомство с кружком»
Цель: познакомить детей с кружком, с техникой изонити. Научить детей отличать лицевую и изнаночную сторону изделий, учить вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
2 неделя
«Новогодний шар» или «Яблочко» Научить детей выполнять окружности в технике изонити; выполнять окружность в 2-3 ходами разной длины. Освоение техники выполнения завитка; освоить прием накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные. Буклет «Вышиваем по картону»
3 неделя
«Елочка» Выполнить узор елочки, состоящий из пяти углов. Определить направление углов. Используя трафаретные треугольники, подкладывать один треугольник под другой (елочкой). Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету. Совершенствовать умение работать изонитью.
4 неделя
«Елочка» Продолжать формировать умения выполнять узор елочки из углов. Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер, при нанизывании бисера и бусин на леску (украшение елки).
ЯНВАРЬ
2 неделя
«Снеговик» Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью. Создать образ снеговика из разных по величине окружностей. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити.
3 неделя
«Снеговик» Продолжать упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити. Выставка детских работ «Углы острые и не очень».
4 неделя «Снежинка» Составить снежинку из шести треугольников. Проанализировать образец. Определить направление углов.
ФЕВРАЛЬ
1–2 недели
«Цыпленок» Обучение детей плоскостному моделированию (создание из окружностей и углов образа цыплёнка при использовании трафаретов). Закрепление навыков по выполнению окружностей и углов в технике изонити. Папка-ширма «Приходи на «изонить».
3–4 неделя
«Парашют» Введение в изображение дополнительных нитей в виде длинных штрихов. Самостоятельное определение детьми отверстий для них. Развитие доказательной речи у детей в процессе анализирования образцов.
МАРТ
1–2 недели
«Цветок» (поздравительная открытка для мамы, бабушки, сестры) Дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью. Освоение техники выполнения окружности с разными хордами. Развитие глазомера. Воспитывать желание доставлять радость своим близким. Консультация «Изонить и математика».
3 неделя
«Девочка в сарафане» Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей.
4 неделя «Девочка в сарафане» Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей.
АПРЕЛЬ
1 неделя «Неваляшка» Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей.
2 неделя
«Неваляшка» Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей. Выставка детских работ «Веселые окружности».
3 неделя «Птица» Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птицы при использовании трафаретов). Закрепление навыков по выполнению окружностей в технике изонити.
4 неделя «Птица» Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птицы при использовании трафаретов). Закрепление навыков по выполнению окружностей в технике изонити.
МАЙ
2 неделя «Одуванчики на лугу» Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Анализ образцов, определение размеров трафаретов на глаз. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами.
3 неделя «Одуванчики на лугу»
Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Анализ образцов, определение размеров трафаретов на глаз. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами.
4 неделя «Улитка»
Выполнить улитку в виде крутого завитка. Освоить прием накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные. Выставка детских работ «Весенний калейдоскоп».
7 Критерий и методика диагностики знаний и умений детей
Низкий уровень:
• затрудняется в отсчитывании заданного количества точек; плохо ориентируется на плоскости; не всегда правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона;
• мелкая моторика рук развита плохо; затрудняется в понятиях: холодные и теплые тона; с трудом подбирает цвет к фону; различает лицевую и изнаночную сторону изделия; затрудняется в различении толщины ниток.
• плохо владеет иголкой, ниткой, шилом; с трудом завязывает узелок и закреплять нитку в работе; в работе не всегда использует карты со схемами; низкая самостоятельность в деятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
• не всегда выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой (хранить иглу только в игольнице и с ниткой; нельзя ронять иглу на пол; передавать друг другу только тупым концом вперед; нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту; нитку нельзя откусывать зубами; нельзя держать ножницы острыми концами вверх; передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед).
Средний уровень:
• испытывает затруднения в отсчитывании количество заданных точек; ориентируется на плоскости; правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона;
• путается в понятиях: холодные и теплые тона; подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга, с помощью педагога; мелкая моторика развита хорошо; различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
• владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; высокая самостоятельность в деятельности; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточно самостоятельности для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
• знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой, но необходимы напоминания педагога.
Высокий уровень:
• легко ориентируется на плоскости, в направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); отсчитывает заданное количество точек, правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона,
• хорошо развито цветовое восприятие, мелкая моторика рук развита хорошо; легко подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга; легко различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
• владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; развитые комбинаторные умения, полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
• знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой.
Список литературы
1. Волшебные ниточки : Пособие для занятий с детьми / Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007. – 32 с., ил. – (Мастерилка).
2. Гусарова, Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб. : «Детство-Пресс», 2008. – 48 с. : ил.
3. Леонова, О. Рисуем нитью. Ажурные картины. – СПб. : Литеро, 2001 г.