Людмила Званцева
Внедрение современных инновационных технологий в дошкольное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Новые социально-экономические отношения в современном обществе вызвали изменения в системе дошкольного образования, развитие которых недавно поднялось на более высокий уровень. Внедрение ФГОС в дошкольное образование и требование к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации управления и потребовали улучшения системы управления ДОУ. Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОУ. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОУ являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс. Поэтому основной задачей является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.
Публикация «Внедрение современных инновационных технологий в дошкольное образование» размещена в разделах
Как известно, технология — набор методов, используемых в любом деле. Педагогическая технология — это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, учебных инструментов; это организационно-методический инструмент для организации педагогического процесса
Инновационный процесс — это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние. Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента (интеграционные программы, методы оценки образовательного результата.
Проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование :
– отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);
– негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОУ;
– нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и старыми педагогами);
– отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
– отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;
– отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.
Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике ДОУ:
– здоровьесберегающие технологии;
– технологии проектной деятельности;
– технология исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные технологии;
– личностно-ориентированные технологии;
– технология портфолио дошкольника и воспитателя;
– игровая технология;
– технология «ТРИЗ».
Рассмотрим каждУЮ технологию, что они из себя представляют и какие цели преследуют.
Здоровьесберегающие технологии — технологии, используемые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. К ним относятся: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, закаливание, психогимнастика и пр. Целью здоровьесберегающих технологий является предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать необходимые знания и навыки для формирования основ ведения здорового образа жизни.
Технологии проектной деятельности. Цель данной технологии развивать и обогащать общественный и личный опыт путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе реализации какого-либо проекта. Педагоги, которые активно используют проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих подопечных, а также проникать во внутренний мир ребенка.
Технология исследовательской деятельности. Цель исследований в детском саду — сформировать основные навыки детей дошкольного возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся на различные интересующие детей темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности.
Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДОУ для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая отвечает требованиям содержания новых образовательных программ, соответствующих ФГОС ДО.
Технология портфолио дошкольника и воспитателя. Цель использования данной технологии заключается в сборе всех достижений субъекта воспитательно-образовательного процесса в единое целое и представление таким образом тенденции результатов образования. Игровые технологии. Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. Личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры. В целом, игровые технологии, используемые в ДОУ, можно разделить на следующие группы:
– игры, помогающие отличать характерные черты объектов;
– игры, помогающие обобщать объекты по определенным признакам;
– игровые технологии, обучающие ребенка отделять фантазию от реальности;
– игры, воспитывающие общение в команде, развивающие физические качества.
Особо стоит отметить технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательских задач, которая фокусируется на творчестве. ТРИЗ преподносит сложный материал в легкой и доступной форме для ребенка. Дети познают мир через сказки и повседневные ситуации. Целью использования этой технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, мобильность, системность, диалектика; поисковая деятельность, стремление к новизне; речевое и творческое воображение. Основная задача использования технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте — внушить ребенку радость и желание к творческим открытиям. Следует отметить, что использование проектных технологий не может существовать без использования технологии ТРИЗ. Поэтому при организации работы над творческим проектом дошкольникам предлагается проблематичная задача, которая может быть решена путем исследования или проведения экспериментов. Основным критерием в работе с детьми с данной технологией является разборчивость и простота в представлении информации и упрощение в постановке сложной, на первый взгляд, ситуации. Перед использование технологии ТРИЗ необходимо узнать детей поближе, их психологическое и интеллектуальные способности. Сказки, азартные игры, повседневные ситуации — это среда, благодаря которой ребенок учится применять решения ТРИЗ, проблемы, с которыми он сталкивается. По мере выявления противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя множество ресурсов. Часто педагог уже пользуется технологией ТРИЗ, даже не подозревая об этом. Действительно, это эмансипация мышления и способность идти к концу в решении поставленной задачи — суть творческой педагогики. Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких известных технологий или адаптации инновационной технологии к конкретным условиям воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром.
Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной ступени образования в системе общего образования личности.