Светлана Смирнова
«Вместе весело шагать…» Консультация для родителей о совместном с детьми активном отдыхе
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка -детский сад № 49
Колпинского района Санкт – Петербурга.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…
Старший воспитатель
Смирнова С. Н.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…
Публикация «„Вместе весело шагать…“ Консультация для родителей о совместном с детьми активном отдыхе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является ТУРИЗМ. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха
/двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т. п. /делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.
Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений / ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах / способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно – сосудистых и респираторных заболеваний.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка. формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам
по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители
только мечтают.
С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде / умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др. /
У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям
оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.
Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов : физкультурно – оздоровительный, социально – коммуникативный, эмоционально – психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Первый вопрос, с которым сталкивается большинство семей, планирующих свои выходные дни и отпуска, это с какого возрасти уже можно брать детей в поход.
Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех – четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче,
Предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристические умения, их можно брать в двух – и многодневные походы.
Следующий вопрос, с которым сталкивается семья, это необходимость определения состава группы. Наиболее оптимальным является объединение двух – трех семей, в составе которых есть один – два ребенка. Хорошо если в группе имеются дети – ровесники. В этом случае гораздо легче организовать детское общение и отдых на привалах.
Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться
Первое – это определение цели похода и маршрута.
Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели :
*оздоровительные / закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально – психологическое оздоровление /;
* спортивно – тренировочные / повышение спортивной квалификации, физическая тренировка,обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию в категорийных маршрутах/
*познавательные / изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями / ;
*развлекательные / игры, лотереи, соревнования,конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные и т. п. / ;
*практические / сбор грибов, ягод,орехов, ловля рыбы / ;
*эстетико – романтические / художественно – творческая деятельность на природе : рисование, сочинительство и т. п., встреча и общение с друзьями /.
Второе – обсуждение маршрута
Третье – готовность к походу / личное снаряжение, групповое снаряжение,питание,продумывание организации свободного времени на привале /
ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
«СЕМЕЙНАЯ ИГРА – ЭСТАФЕТА»
Принимают участие две – четыре семьи, каждая из трех человек
/ мама, папа и ребенок; маму или папу может заменить старшая сестра или брат /
На линии старта размещается мама с ребенком, а папа располагается на середине пути, Участники выполняют следующую цепочку действий:
по команде начинают бег мама с ребенком, взявшись за руки / 10 м. /
ребенок пролезает между ног у мамы ;
мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через нее способом,ноги врозь,/ по типу игры в чехарду / 2 раза подряд ;
держась за руки бегут по бревну до папы ;
бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между расставленных на расстоянии одного метра рюкзаков / 3 м. / туда и обратно ;
бег по прямой друг за другом, держась за плечи впереди бегущего игрока / ребенок бежит первым /
«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»
/общая протяженность -10 м. /
,КОЧКИ,/ прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото / ;
,НЕ НАМОЧИ НОГИ,/ ходьба по бревну / ;
,ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ РОВ, / ширина около метра / ;
,ВОЛЧАТНИК, / подлезание по – пластунски под натянутую между колышками веревку / ;
,КТО БЫСТРЕЕ, / бег в обратном направлении по прямой / с передачей эстафеты следующему игроку.
«ЧЕЙ ПРЫЖОК ДАЛЬШЕ»
Участниками этой игры могут быть взрослые и дети любого возраста.
Соревнования можно организовать между семьями или смешанными командами, если силы не слишком равны.
Первый член команды осуществляет прыжок в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т. д., включая последнего игрока. Выигрывает та команда, длина коллективного прыжка которой больше.
И Г Р Ы Д Л Я Д Е Т Е Й
«ТОЧНЫЙ ГЛАЗОМЕР»
/ игра для детей 7 – 9 лет /
Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. п. Ответы проверяются. Победители получают звание, Острый глаз,.
«НЕ ЗАБЛУДИСЬ»
/ игра для детей 5 – 8 лет /
Дети делятся на две и более разновозрастных команды / в каждой не менее 2 человек /. Каждая команда получает определенное название, например, Волчата, и, Зайцы,/ можно обозначить цветом, порядковым номером /. По маршруту длиной около 200 метров в укромных местах / под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. п. / развешиваются 8 – 10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.
«САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
/ игра для детей 4 – 7 лет /
Взрослый маскирует на поляне 10 – 15 предметов / обувь, бейсболки
Мяч, ракетки и т. п. /. Затем сообщает об этом участникам. Когда будет найден последний предмет, игра закончится. Затем роль ведущего можно поручить кому – то из детей.